Взносы вместо ЕСН:  чиновники ждут разъяснений

Взносы вместо ЕСН: чиновники ждут разъяснений

19.11.2009

С появлением на свет законов № 212-ФЗ и 213-ФЗ у налогоплательщиков возникла естест- венная проблема: непонятно, как надо вести учет и готовить отчетность в новых условиях. Как правильно начислять взносы в 2010 году, как и в какой форме подавать расчеты во внебюджетные фонды, кто и каким образом будет проводить проверки, – все эти вопросы возникают один за другим. Вот только отвечать на них, как оказалось, пока никто не спешит. Не потому что не хочет, а потому что и сам ничего не знает.

Нам пишут из налоговой

Переходный период в законодательстве всегда вызывает массу вопросов и споров. Вот и сейчас, когда до замены ЕСН страховыми взносами осталось совсем чуть-чуть, бухгалтеры вновь вынужде- ны собирать информацию по крупицам. Причем не совсем понятно, к кому обращаться с расспросами: к ФНС или к фондам? Налоговики в своем письме от 16 сентября 2009 г. № ШС-22-3/717@ напомнили, что контролировать начисление и уплату страховых взносов будут ПФР и ФСС, следовательно, сведения о новом порядке следует черпать в фондах. Но ведь отчетный период по ЕСН еще не закрыт, а давать пояснения по данному налогу пока в компетенции инспекторов.
Чтобы понять, снимают ли таким образом налоговые органы с себя ответственность за разъяснение правил перехода от единого социального налога к стра- ховым взносам и дают ли какие-либо пояснения к новому законодательству сотрудники внебюджетных фондов, мы посетили несколько инспекций, а также отделений ПФР и ФСС города Москвы. Наш корреспондент представлялся помощником бухгалтера (ведь именно бухгалтерам должны давать разъяснения чиновники), говорил, что опыта работы практически нет, во всем приходится разбираться с нуля, и просил пояснить новое законодательство и принципы работы в 2010 году.
Как ни странно, но общаться было проще и легче с начальниками отделов, а не с их подчиненными. Руководители и разговаривают приветливее, и не отделываются от просителей фразами вроде: «Мы сами еще ничего не знаем, ждите разъяснений».
Что же касается налоговых инспекций, то в ИФНС № 26 разговаривать вообще не стали, сказав, что «налоговая – это не справочное бюро и никаких комментариев не дает». В одном из кабинетов молоденькая сотрудница даже предложила обратиться в платную налоговую консультацию. В какую именно, она не уточнила, но посоветовала поискать в Интернете. «Вживую» пообщаться с налоговым инспектором удалось только в ИФНС № 4.

Все новости – у Деда Мороза

Страховые взносы не просто заменят единый социальный налог – изменится порядок их начисления. Так, при увольнении сотрудника компенсации за неисполь- зованный отпуск нужно будет включать в базу для начисления страховых взносов (подп. «д» п. 1 ст. 9 Закона 212-ФЗ). Ранее эти суммы не учитывались при расчете ЕСН и входили в перечень сумм, не подлежа- щих налогообложению. Чем вызвана такая поправка, ни в налоговой, ни в фондах объяснить не смогли.
Также скорректирован перечень расходов, учитывае- мых при расчете налога на прибыль. Статьей 24 Закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ признан утратившим силу пункт 15 статьи 255 Налогового кодекса. В связи с этим возникает вопрос: как в 2010 году учитывать расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты сотрудником трудоспособности? На «Российском налоговом портале» есть письмо Минфина от 14 сентября 2009 года № 03-03- 06/2/169. В нем говорится, что организация, в соответствии с положениями пункта 25 статьи 255 НК РФ, имеет право включать доплаты такого рода в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Главное, чтобы они были предусмотрены трудовым или коллективным договором. Тогда их можно будет учесть в «других видах расходов», произведенных в пользу работника.
Единственное «но» заключается в том, что данное письмо Минфина имеет иформационно-разъяснительный, а не правовой характер, и не препятствует инспекторам и бухгалтерам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Поэтому за дополнительной информацией лучше обращаться в налоговые органы. Хотя, как выяснилось, они пока воздерживаются от комментариев и советуют подобные вопросы задавать уже в 2010 году.

«Перемен! Мы ждем перемен…»

Вместе с упразднением ЕСН и отменой необходимости сдавать декларации по данному налогу, Законом № 213-ФЗ отменяется порядок представления отчетности в налоговые органы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 21 ст. 27 НК).
В ИФНС № 4 пояснили, что по вопросам уплаты страховых взносов общаться с налоговой инспекцией больше не придется. И новые формы расчетов, которые необходимо будет представлять во внебюджетные фонды, тоже нужно будет получать не в налоговой, а в отделениях Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту реги- страции.
Правда, в ФСС сейчас горячая пора: в коридорах очереди, сотрудники принимают отчеты от организаций и разговаривать им совсем некогда, а давать разъяснения – тем более. Первый вопрос, который они задают всем, кто входит в кабинет: «Вы отчет сдали?» В ответ на просьбу предоставить хоть какую- нибудь информацию о нововведениях – удивленный взгляд: «212-й закон? Так он же только с 2010 года действовать начнет! Мы еще сами ничего не знаем. Ждем разъяснений точно так же, как и вы, читаем закон». Да, действительно читают: на столе – распечатанный текст, в котором ярким маркером выделены важные предложения.
На вопросы о том, в какой форме и как (в электронном виде или на бумаге) сдавать расчет в новом году, где можно посмотреть методические указания по заполнению формы, у сотрудников МРО ФСС (филиал № 3) ответов не оказалось. Все, что они посоветовали, – обратить внимание на новые реквизиты, по которым необходимо будет перечислять взносы в 2010 году, и позаботиться о программном обеспечении для передачи расчетов в электронном виде (если, конечно, среднесписочная численность сотрудников компании-страхователя за 2009 год составит более 100 человек).
В Тверском отделении Пенсионного фонда г. Москвы обстановка поспокойнее. Кругом тишина, в коридорах пусто. Заглядываем в один из кабинетов: маленькая комната еле вмещает пару шкафов и шесть рабочих столов, за каждым из которых трудится работник фонда. Спрашиваем, где можно взять новые формы расчетов. Никто ничего не знает. Одна из девушек советует подняться к начальнику отдела. В ответ из дальнего угла комнаты раздается недовольный голос: «Зачем ты туда всех посылаешь?» Благодарим за информацию и поднимаемся в указанный кабинет…
Между тем на официальном сайте ПФР есть сообщение о том, что форму расчета можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя. Но и в Тверском, и в Пресненском отделениях Пенсионного фонда г. Москвы отвечают, что форма на утверждении и предоставить ее пока нет возможности.
Сотрудники отделений смогли пояснить только то, что будет единая форма расчета, включающая сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. И сдавать ее нужно будет в территориальные органы Пенсионного фонда. Если среднесписочная численность сотрудников организации превышает 100 человек, отчитываться придется в электронном виде.
Помимо деклараций в налоговую, работодатель один раз в год представляет в орган ПФР по месту регистрации сведения о каждом физическом лице, работавшем в течение календарного года на предприятии на основании трудового договора или договора гражданско- правового характера, если на сумму вознаграждения по нему начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование (ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Будут ли меняться в 2010 году формы документов индивидуального (персонифицированного) учета и порядок их представления, пока не ясно. В Пресненском отделении ПФР предполагают, что формы изменятся, но настойчиво рекоменду- ют подождать официальных разъяснений.

Вести с полей
Отмена ЕСН и перспектива личного взаимодействия с ПФР, ФСС и ФОМС будоражит умы бухгалтеров во всех уголках нашей страны. Конечно, всех волнуют вопросы о том, как в целом будет вестись работа по новым правилам. Правда, некоторые бухгалтеры стараются относиться к переменам философски, вспоминая времена, когда ЕСН еще не ввели: «Справлялись же мы с работой тогда, значит, все получится и сейчас».
Однако довольно существенное отличие сегодняшнего дня – автоматизация процесса сдачи отчетности. «Электронный» вопрос стоит на повестке дня для многих региональных бухгалтеров. Например, специалисты учета в Уфе опасаются, что в ПФР все придется возить «вручную» до тех пор, пока не наладится сдача в электронном виде. По словам местных бухгалтеров, им до сих пор проще приехать и сдать отчетность в фонд, нежели пытаться оформить соглашения с ним. Хотя не без содрогания вспоминают те времена, когда персонифицированная отчетность была на бланках, заполняемых вручную, печатными буквами, строго по нужным ячейкам и без исправлений. Так что все познается в сравнении. А вот в Арзамасе бухгалтеры недоумевают, почему в других районах возникают сложности с ПФР. У них-то все прекрасно – сдают по Интернету, в фондах все быстро принимают и проверяют. Но если сдача отчетности в ПФР по Сети – механизм действительно относительно новый, то уж «электронные» отношения с ИФНС уже давно отработаны.
Впрочем, даже в этой области у некоторых региональщиков возникают проблемы. Например, по словам бухгалтеров из Владимира, местные ИФНС требуют обязательной сдачи отчетности в электронном виде от всех предпринимателей, независимо от численности персонала. Вот только под этим инспекторы понимают не отправку через Интернет, а представление деклараций на «флэшках» или дискетах. Дабы не навлечь на себя гнев контролеров, бухгалтеры стараются потакать их прихотям и подают отчеты, как те просят.
Удивительно, но в ряде регионов не знают даже точных сроков начала реализации нового порядка. Например, в Екатеринбурге бухгалтеры беспокоятся о том, что декабрьские операции уже должны содержать все изменения, которые будут известны к тому времени, в частности, относительно расчетов по больничным листам, ЕСН, формам ПФР и т. п. Опираются они не на собственные суждения, а утверждают, что так считают контролеры. При этом последние, дескать, сами не знают точных сроков, но убеждены, что новые правила следует применять еще до начала 2010 года. Поскольку детали реформы пока толком никому не известны, можно предположить, что пройдет она не так гладко, как планировали власти. И даже прежний опыт работы «без ЕСН» вряд ли упростит нынешнюю задачу современному бухгалтеру.

Кто проверит взносы?

Со вступлением в силу нового законодательства контроль правильности исчисления и уплаты страховых взносов ложится на плечи ПФР и ФСС (ст. 3 Закона № 212-ФЗ), на что и обращает внимание в своем письме от 16 сентября Федеральная налоговая служба. Вместе с контролем к внебюджетным фондам переходит и право проверять. В пункте 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ говорится, что проводить камеральные и выездные проверки будут органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, то есть Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. При этом никакого руководства по осуществлению таких проверок пока нет.
Возникает вопрос: а не потребуются ли в будущем одновременно одни и те же документы налоговой (по НДФЛ) и, например, ФСС (по страховым взносам) для проверки 2010 года? Вопрос заинтересовал не только нашего собеседника, но и других сотрудников Фонда социального страхования. Кто-то из них даже подошел послушать.
В Фонде уверяют, что такие ситуации маловероятны. А если они все-таки возникнут, то проверку можно и приостановить или, в случае с выездной проверкой, на месте разобраться с представителями налоговых органов. К тому же согласно пунктам 2 и 3 статьи 37 Закона № 212-ФЗ, документы для проверки необходимо представлять в виде копий, а изъятие подлинников документов не допускается.
Еще есть вопрос по поводу полномочий. Сейчас налоговая имеет право приостанавливать операции по счетам организации для взыскания налогов, пеней и штрафов (ст. 76 НК РФ). А, по словам работников Тверского отделения Пенсионного фонда, у ПФР с нового года не будет возможности приостанавливать операции по счетам плательщика, что не может не радовать.
Также в Пенсионном фонде пояснили, что работодатель имеет право обжаловать решения и иные акты органов контроля (ст. 53 Закона № 212-ФЗ). Для этого необходимо обратиться с жалобой в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов – в ПФР или ФСС соответственно, или подать заявление в арбитражный суд. Жалоба будет принята в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало (или должно было узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).
Территориальные органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, помимо камеральных и выездных проверок, будут проводить совместные выездные проверки (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). Как при этом, да и в последующем, будет проходить взаимодействие сотрудников фондов, не определено. А вот с налоговыми инспекциями ПФР налаживает отношения уже сейчас: настраиваются каналы передачи данных в электронном виде, специалисты ПФР и ФНС проводят сверки баз данных плательщиков страховых взносов. Такое сотрудничество планируется продолжать и дальше.
После сдачи последней декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год налоговые органы проведут камеральные проверки на основе полученных данных. Результаты этих проверок в электронной форме будут переданы в Пенсионный фонд РФ. Вместе с тем должно прекратиться и взаимодействие организаций с налоговыми инспекторами по вопросам ЕСН и страховых взносов.
Так ли это будет на самом деле, станет понятно по прошествии времени. Пока же ни в налоговой, ни в фондах от комментариев хотя и не отказываются, но все равно почти ничем не могут помочь любопытному бухгалтеру. Как говорят чиновники, «мы работаем по-старому и ждем разъяснений».
Наталия Русскова

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное