Когда выгодно оформить разъездной характер работы

вчера в 08:34

Компенсация за разъездной характер работы не облагается взносами и НДФЛ. Для многих компаний это неплохой способ сэкономить. Возможно, есть смысл бухгалтерам пересмотреть должностные обязанности работников, и с теми, кто находится в частых разъездах, внести дополнительный пункт в их трудовые договоры.

На тему, что такое разъездной характер работы, спорят ни один год и юристы, и бухгалтеры, и налоговики, и чиновники. Хотя в самом Трудовом кодексе РФ такое понятие есть, конкретики все же мало. Очевидно, когда налоговики увидят, что с какой-то суммы, выплаченной работникам не уплачены взносы и НДФЛ, это вызовет у них вопросы. Поэтому, чтобы не платить лишние взносы и налоги, разъездной характер работы нужно оформить локальными нормативными актами компании, внести в трудовые договора и подбирать все необходимые документы, подтверждающие сам факт расходов.

Прежде чем готовить документы, руководитель компании, кадровик и бухгалтер должны сами для себя выработать основные критерии разъездной работы. Дело в том, что одна и та же работа, может считаться как разъездной, так и не имеющей отношения к таковой.

Чтобы работа подпадала под понятие разъездной, она должна иметь хотя бы один признак, по которому её можно отнести к такому характеру работы.

Признаки разъездного характера и подходящие профессии

Рабочие функции осуществляются вне рабочего места. Например, когда сотрудник, чтобы выполнить свои обязанности должен переезжать с места на место в пределах одного или нескольких населенных пунктов. Это может быть настойка оборудования, установка техники, доставка, установка окон, страхование и т.п.

Место непосредственной работы расположено достаточно отдаленно от места регистрации компании.

Работник вообще никак не привязан к конкретному рабочему месту. Свои обязанности он исполняет в разных местах. Например, курьер, водитель-экспедитор, корреспондент СМИ.

Работник находится в постоянных разъездах по распоряжению руководства или в соответствии с должностной инструкцией. Например, коммивояжёр или торговый представитель, менеджер партнерской сети, контролер торговых точек и т.п.

Само по себе рабочее место часто меняет дислокацию. Например, так бывает при строительстве дорог. Или, когда компания оказывает услуги партнерам непосредственно в их офисах, которые расположены по различным адресам.

К профессиям, работа по которым имеет разъездной характер, можно отнести такие:

  • рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;
  • курьеры или менеджеры по доставке;
  • менеджеры-консультанты по установке и настойке оборудования или программного обеспечения;
  • менеджеры по работе с партнерскими сетями, обслуживающие и контролирующие торговые точки;
  • страховые и торговые агенты;
  • сотрудники сервисных служб;
  • монтеры и техники судоходной обстановки пути;
  • рабочие разъездных бригад;
  • водолазы;
  • инструкторы взрывных работ;
  • водители автомобилей, экспедиторы;
  • корреспонденты СМИ и др.

Таким образом, основные обязанности работника должны быть связаны с постоянными разъездами. Курьеры есть почти в каждой компании. А менеджеры по работе с розничными магазинами – у всех фирм, которые занимаются торговлей. Много разъездных работников может быть и в фирмах, оказывающих консалтинговые, юридические, страховые, бухгалтерские, информационные, сервисные, а также ИТ-услуги.

Как оформить разъездной характер работы в документах компании

Условие о разъездном характере работы должно быть обязательно включено в сам трудовой договор или в дополнительное соглашение в соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Компания имеет право утвердить свои собственные локальные нормативные акты, должностные инструкции, положения, регламенты, где будут урегулированы отношения с работниками, для которых предусмотрен разъездной характер работы. Тогда в трудовом договоре достаточно будет сослаться на внутренние документы компании.

Поскольку статьей 161.1 Трудового кодекса РФ предусмотрены дополнительные выплаты работникам с разъездным характером работы, в локальных актах компании нужно прописать порядок и размеры возмещения расходов, связанных с разъездами и перечень должностей разъездных работников.

Трудовой кодекс разрешает возмещать разъездным работникам расходы на проезд, найм жилья, суточные, полевое довольствие и иные, согласованные с работодателем.

Обратите внимание

Важно не перепутать период разъездной работы и командировку. Если сотрудник с разъездным характером работы, например, работающий в пределах города, будет направлен в другой город в служебную поездку, ее нужно оформлять как командировку.

Страховые взносы и НДФЛ с компенсации не платят

Компенсация за разъездной характер работы не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Как и любые другие расходы в налоговом учете, расходы на компенсацию должны быть документально подтверждены.

Ровно об этом же написал Минфин России в письме от 17.01.2019 № 03-15-05/1909. Основная мысль которого состоит в том, что суммы компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с разъездным характером работы, не облагаются страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц, при условии документального оформления таких расходов.

Если следовать позиции Минфина России, расходы работника на служебные поездки не нужно облагать страховыми взносами и НДФЛ, если такие расходы предусмотрены в документах компании. Во-первых, условие о разъездном характере работы обязательно должно быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Во-вторых, каждый расход должен быть подтвержден документом.

Если у компании не будет необходимых локальных актов или работник не предоставит подтверждающие документы, бухгалтер принять эти расходы к учету не сможет. ИФНС не признает эти расходы, доначислит налоги и, соответственно, штрафы и пени. По мнению чиновников, что вполне логично, нет документов, подтверждающих расходы работников – нет компенсационного характера данных выплат.

Расходы на выплату компенсации работникам, чья работа носит разъездной характер, признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета. Это предусмотрено пунктами 5 и 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

До того момента, как работник сдаст авансовый отчет, и он будет утвержден директором, денежные средства, выданные работнику, считаются авансом. Эти суммы нужно отражать в учете, как дебиторскую задолженность работника по правилам пунктов 3 и 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, служебными командировками не считаются. Об этом говорится в части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ. Соответственно к этой работе нельзя применять нормирование суточных.

Надбавка за разъездной характер работы

Работники, для которых установлен разъездной характер работы, имеют право на надбавку. Размер и порядок выплаты надбавки должен быть установлен в трудовом или коллективном договоре. Этого требует статья 168.1 Трудового кодекса РФ.

Обратите внимание

Если с компенсаций страховые взносы и НДФЛ не платят, то с надбавки нужно платить и налог, и взносы.

С суммы надбавок за разъездной характер работы нужно платить и НДФЛ, и все страховые взносы. Так, что схема повышения заработной платы через надбавки с экономией на налогах не работает. Разве что руководство может найти формулировки, чтобы надбавки послужили как мотивационные выплаты для персонала. Например, чем больше поездок совершит торговый агент, тем выше надбавка. В таком варианте надбавки могут сработать.

Обычно, надбавку начисляют в процентах от часовой (дневной) ставки работника или его месячного оклада.

Размер надбавки, например, может быть таким: 20 процентов, если работник находится в разъездах 12 и более дней в месяце; 15 процентов, если работник находится в разъездах менее 12 дней в месяце. Устанавливать более высокие размеры надбавок нежелательно.

Конечно, вы можете установить надбавку и больше, чем 20% оклада. Тогда, вам нужно очень тщательно подготовить все документы. Чем выше надбавка, тем выше вероятность того, что налоговики запросят оправдательные документы для обоснования таких начислений.

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное