Каких сюрпризов ждать от повышения НДС малому бизнесу

30.08.2018

Законопроект о повышении НДС с 18 до 20% легко и непринужденно (кто бы сомневался) прошел три чтения в Госдуме и был  одобрен Совфедом. Под заглушившие неодобрительный ропот разговоры о том, что это даст дополнительно в бюджет 620 млрд рублей, которые пойдут на выполнение «майского указа» президента – на социальные проекты. А также о том, что такой вариант пополнения казны – наименее болезненный для бизнеса и малообеспеченных слоев населения. А как для экономики в целом? Все ли последствия просчитаны? Выяснял аналитик Александр Виноградов.

Малообеспеченные, по утверждению сторонников повышения НДС, почти не пострадают потому, что льготы в 10% НДС для ряда социально значимых товаров сохранятся (речь идет о продуктах питания, товарах для детей, медицинских услугах и жизненно важных лекарствах). Между тем под нынешнюю ставку НДС 18% подпадает примерно 70% потребительской корзины россиян. И малообеспеченные не живут в замкнутой нише, где потребляют только «социально значимые товары», а остальные потреблять воздерживаются. Поэтому вне этой категории товаров они неизбежно столкнуться с повышением цен и инфляцией. К тому же социально значимые товары не производятся в замкнутой среде, это производство коррелирует с другими сферами экономики, так что полностью избежать роста цен даже в этом сегменте рынка не удастся, – часть издержек «смежников» будет заложена в повышение цен и здесь.

По разным оценкам, повышение ставки НДС неизбежно повлечет рост цен на товары, прежде всего на продовольственные и лекарственные, в размере от одного до нескольких процентов.

Обратите внимание

Малый бизнес, несмотря на все заверения, пострадает сильно – не напрямую, а опосредовано, уступая свою долю рынка в пользу крупных компаний, обладающих своей логистикой и сбытом. А снижение конкуренции на рынке – это всегда повод для повышения цен. Ответом на ухудшение условий ведения бизнеса станет еще больший уход в «тень» многих мелких предпринимателей.

Также, по оценке Банка России, максимальный разовый эффект от повышения НДС может дать дополнительно 1,16 процентных пункта к инфляции, каковой прирост придется на I–II квартал 2019 года (повышение НДС начнется с января). Теоретически это может наложиться на сезонный всплеск инфляции, а если цены на нефть продолжат в ближайшие месяцы свое начавшееся в эти недели снижение, то и на ослабление рубля. И это мы еще не знаем, какой новый виток антироссийских санкций нас может ожидать. Ждать облегчения санкционного давления точно не приходится.

Читайте также «НДС будут «камералить» два месяца»

Назад в будущее

Так что из планируемых дополнительных поступлений в бюджет 620 млрд рублей кое-чего можно будет недосчитаться из-за роста «теневой экономики». Предлагаемый правительством пакет компенсационных мер для бизнеса, включающий, в частности, облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС, а также отмену налога на движимое имущество, вряд ли сможет полностью компенсировать ухудшение делового климата (да он и не рассчитан на это). Всем хорошо известно, в какое хождение по мукам вокруг да около ФНС подчас оборачивается процедура возврата НДС, а также с какими коррупционными издержками она сопряжена.

Сила «ценового удара» от повышения НДС будет разной для разных отраслей экономики. Так, наибольшая нагрузка придется на строительство и машиностроение – 5,5–6,6% (прогноз Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования). Для туристической отрасли – примерно в 5%. Пока трудно подсчитать «ценовой удар» по рынку жилья. Хотя это весьма социально значимый сектор экономики, влияющий в том числе на политические настроения в стране. Тут наложатся сразу несколько факторов: само повышение НДС, запрет долевого строительства и, наконец, сохранение ключевой ставки ЦБ на нынешнем относительно высоком уровне. Что, в свою очередь, будет мешать снижать ставки по ипотеке до поставленных президентом уровней на фоне отсутствия масштабных программ льготного ипотечного кредитования.

К тому же что такое эти 620 млрд рублей? С одной стороны, хорошо, что они пойдут на науку, образование, культуру и здравоохранение в рамках тех 8 трлн рублей, которые запланировано потратить на эти цели за шесть лет согласно «майскому указу». С другой стороны, разве не было и нет в стране иных источников пополнения казны, кроме тех, которые, хоть и не самым жестоким образом, но все же давят на экономический рост и толкают цены вверх?

К примеру, примерно такую же общую сумму, а именно 626 млрд рублей, к апрелю ЦБ потратил на докапитализацию только трех «лопнувших» банков – Бинбанка, группы «Открытие» и Промсвязьбанка. «Лопнувших» во многом потому, что просто за ними «недоглядели» регуляторы. Немногим меньше – 591 млрд рублей – потратили россияне в прошлом году на получение «дополнительных» и просто откровенно платных услуг в системе нашей «бесплатной медицины», которую теперь собираются «санировать» за счет повышения НДС. Это снизит объемы «доплат» со стороны пациентов или еще больше повысит, поскольку аппетит к деньгам, как известно, повышается по мере их поступления.

Ставка НДС в 20% существовала в нашей стране до 2004 года, затем она была снижена, что привело к получению субъектами экономической деятельности 5,4 трлн рублей, значительная часть которых так или иначе была реинвестирована в экономику, которая демонстрировала в середине нулевых весьма впечатляющие темпы роста, обеспечив скачок в росте благосостояния россиян при, заметим, весьма низких ценах на нефть. И мы, помнится, собирались даже догнать и обогнать по уровню жизни аж саму Португалию. Теперь сопоставимые деньги будут сначала из экономики изъяты и направлены в государственный карман, а затем перераспределены, как нам обещают, на социальные нужды. Однако почему-то нет уверенности в том, что они будут перераспределены на эти нужды (а не на какие-то еще амбициозные для государства, но менее значимые для населения проекты) в полном объеме и наиболее эффективным образом, нежели это происходит в рыночной, а не огосударствленной почти полностью уже экономике.

Вообще в ведущих странах мира для стимулирования экономического роста сейчас практикуют меры снижения налоговой нагрузки. Но мы снова пойдем другим путем. Потому что главная задача, судя по всему, – не расти вверх, не совершать «рывок в будущее», а просто продержаться.

Читайте также «НДС – 20 процентов: первая оценка»

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное