Компании терпят убытки от блокировок серверов

05.07.2018 распечатать

Массовая блокировка серверов, проведенная Роскомнадзором весной, показала, насколько уязвим бизнес. Борьба ведомства с мессенджером, который, впрочем, продолжал работать, несмотря на все старания контролеров, привела лишь к тому, что убытки от этой схватки начали нести компании и россияне. Историю вопроса изучил Павел Приходько, юрист Департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК групп.

На заре 2000-х годов блокировки популярных сайтов или социальных сетей в Иране, Китае, Саудовской Аравии выглядели для россиян чем-то архаичным, может быть, даже забавным. Вряд ли кто-то в те дни задумывался о том, что Россия присоединится к группе государств, практикующих подобные методы. Однако с 16 апреля 2018 года Роскомнадзор начал «ковровые бомбардировки» Интернета, блокировки IP-адресов под эгидой борьбы с мессенджером. Под горячую руку надзорного ведомства только за первую неделю с начала борьбы с Telegram попало более 18 миллионов различных IP-адресов, используемых сервисом в качестве прокси-серверов для ухода от блокировок.

Природа спора

Конфликт между мессенджером и Роскомнадзором возник ввиду того, что, согласно «закону Яровой», работающие в России сервисы обязаны сохранять ключи шифрования от переписки пользователей и предоставлять их по требованию ФСБ. Однако мессенджер Павла Дурова наотрез отказался сотрудничать с российским властями и предоставлять доступ к сообщениям пользователей.

Позиция Telegram заключается в том, что такое требование технически нереализуемо, так как мессенджер использует «end-to-end»-шифрование и не хранит ключей на серверах компании, ключи находятся исключительно в устройствах пользователей. Таким образом, как объяснили в компании, требования Роскомнадзора и ФСБ удовлетворить невозможно, такой функционал изначально не предусмотрен логикой приложения.

Сбой системы

Приложение запретили, Роскомнадзор начал борьбу с мессенждером. Но в результате масштабных блокировок IP-адресов, которые использовал (или мог использовать) Telegram пострадало множество ресурсов, никак не связанных с приложением.

Первыми жертвами стали компании Google и Amazon, чью инфраструктуру и IP-адреса использовал Telegram для обхода блокировки. Проблема заключалась в том, что этой же инфраструктурой пользовались другие компании и пользователи Рунета. Так, наблюдались сбои в работе мессенджеров Viber и Skype, не работал сайт музеев Московского Кремля, не функционировали системы продажи полисов ОСАГО, системы онлайн-бронирования авиабилетов, оказались недоступны сайты многих вузов (МГУ, Сколтех), библиотек и архивов. Более того, наблюдались проблемы в работе систем «умных» домов, некоторые телевизоры с функцией Smart TV также работали нестабильно.

Дошло до того, что платежные сервисы, например, Mastercard, также работали со сбоями. Интересно, что в результате блокировок даже сорвалась прямая трансляция заседания депутатов городского собрания Магнитогорска. На несколько часов оказались заблокированы крупнейшие социальные сети – Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники». Помимо этого, со сложностями столкнулись клиенты «Альфа-банка» при пользовании банкоматами. Посетители сети общественного питания Burger King испытывали проблемы при безналичной оплате. На шесть часов полностью прекратил работу сервис курьерской доставки «Птичка». При этом большинство пользователей Telegram отмечали, что сам мессенджер продолжал, хоть и со сбоями, работать в России на фоне массовых блокировок. Показательно также то, что, несмотря на блокировку, увеличилось число просмотров контента в Telegram-каналах.

Национальный убыток

По предварительным оценкам, в результате действий Роскомнадзора российские компании понесли убытки в размере 1 млрд долларов США. На такую же сумму оцениваются убытки компаний Google и Amazon. Однако более детальная оценка затруднительна ввиду того, что некоторые сервисы предпочли не связывать действия Роскомнадзора с некорректной работой ресурсов.

Массовость блокировок IP-адресов, используемых Telegram, а также огромное число пострадавших организаций, не имеющих отношения к мессенджеру, вызывает множество вопросов и вполне обоснованную критику Роскомнадзора. Почему произошло именно так, а не иначе, гораздо нагляднее будет проиллюстрировать на примере.

Обратите внимание

Блокировки крайне позитивно отразились на международном имидже Telegram как защищенного средства связи и борца за права пользователей на неприкосновенность частной переписки. Нельзя не отметить и масштаб рекламной компании, проведенной Роскомнадзором для Павла Дурова и его мессенджера, по сути, за государственный счет.

Если представить, что Telegram – это человек, который заселился в отель, то Роскомнадзор – это метрдотель, который закрывает на ключ номера, а то и блокирует доступ на целые этажи, где был замечен «цифровой след» Telegram. Очевидно, что подобная стратегия затронет и других «постояльцев», которые будут заблокированы лишь за то, что им посчастливилось пользоваться услугами того же отеля (сервера Google и Amazon). На текущий момент надзорное ведомство, очевидно, оценило негативные эффекты такого метода и прекратило массовые блокировки. Однако недовольство как пользователей Telegram, так и представителей бизнеса оказалось более значительным, чем ожидалось.

Всего лишь за 10 дней блокировки Роскомнадзор получил 46 000 жалоб. Неожиданно для всех недовольство пользователей мессенджера и неравнодушных граждан перетекло из социальных сетей на улицы. 1 мая 2018 года состоялся митинг в Москве на проспекте Сахарова в поддержку мессенджера, на который пришли выразить свою позицию от 7,5 до 12,3 тысяч граждан. Второй митинг в поддержку Telegram состоялся 13 мая 2018 года и собрал от 1 до 2,3 тысяч граждан.

Исковые требования

Кроме этого, 27 апреля 2018 года стало известно, что был подан первый иск к Роскомнадзору от петербургского предпринимателя, владельца сервиса по продаже недвижимости. По словам коммерсанта, в результате действий Роскомнадзора по блокировке Telegram интернет-площадка работала с перебоями, что повлекло за собой причинение принадлежащей ему организации «крупного ущерба». Сумма требований, предъявленных ведомству, составила 5 млн рублей, как следует из материалов дела. Предприниматель заявил, что подача иска продиктована «гражданской позицией» и основная цель возможного суда состоит в том, чтобы привлечь внимание к проблемам предпринимателей, столкнувшихся с блокировкой сайтов и сбоями, а не в получении суммы, предъявленной в требовании.

Многие эксперты сходятся во мнении, что планировавшаяся блокировка мессенджера задумывалась как показательная акция по принуждению к исполнению положений «закона Яровой». Однако результат массовых блокировок оказался не столь однозначен. Самый главный и противоречивый – мобильная версия мессенджера продолжает стабильно работать, несмотря на все усилия регулятора. Кроме того, блокировки крайне позитивно отразились на международном имидже Telegram как защищенного средства связи и борца за права пользователей на неприкосновенность частной переписки. Нельзя не отметить и масштаб рекламной кампании, проведенной Роскомнадзором для Павла Дурова и его мессенджера, по сути, за государственный счет.

Окончательно прояснилась ситуация и для российского бизнеса. Теперь очевидно, что проблема кибербезопасности касается каждой компании и нуждается в детальной проработке. Как показал опыт, для исполнения инструкций надзорное ведомство готово идти на крайние меры, не считаясь с интересами бизнеса и пользователей. Безусловно, в случае повторения Рос-комнадзором массовых блокировок никто не исключает кратковременной потери функциональности IT-сервисов компаний, однако такая вероятность будет существенно снижена. Поэтому для коммерсантов, чья деятельность значительным образом связана с использованием сети Интернет, крайне актуально озаботиться вопросами укрепления информационной безопасности, проработать возможность использования VPN-сервисов, облачной инфраструктуры и способов обхода вероятных блокировок.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.