Учет расходов будущих периодов

10.05.2017 распечатать

Минфин России напомнил, как отразить в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Бухгалтерское понятие «актив» раскрыто в концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997, далее – Концепция).

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности, которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. п. 7.2, 7.2.1 Концепции).

Затраты, формирующие стоимость актива

По общему правилу расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от того, когда они оплачены (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», ут. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, далее – ПБУ 10/99).

Однако если какие-либо затраты соответствуют условиям признания актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, то такие затраты отражаются в составе этого актива и списываются на расходы в порядке, установленном для списания стоимости этого актива.

Например, первоначальную стоимость основного средства формируют затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основного средства, в том числе (п. 8 ПБУ 6/01):

  • стоимость информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги;
  • государственная пошлина и т. д.

Такие затраты не относятся на расходы в периоде их возникновения, а списываются в порядке, установленном для списания стоимости основного средства – то есть через механизм амортизации.

Читайте также «Что делать с убытком в годовой отчетности»

Затраты, не формирующие стоимость актива

Затраты не обязательно формируют стоимость какого-либо актива. Из числа затрат, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам, это, например:

  • затраты на добровольное имущественное страхование;
  • затраты на длящиеся рекламные акции;
  • комиссия за получение банковской гарантии;
  • затраты на проведение технического осмотра транспортных средств и т. д.

Заметьте: такие затраты обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, а связь между доходами и расходами определяется опосредованно. Поэтому их рекомендовано распределять между отчетными периодами получения доходов (п. 19 ПБУ 10/99, п. 8.6.2 Концепции). Отражать их в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности Минфин России предлагает как расходы будущих периодов – с применением соответствующего балансового счета (письмо от 12.01.2012 № 07-02-06/5).

Списывать такие затраты на расходы полагается в течение периода, к которому они относятся, в порядке, установленном в учетной политике организацией – или равномерно, или пропорционально объему продукции, или иным способом (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, далее – ПБУ 1/2008).

Читайте также «Перенос убытков на будущие периоды»


ПРИМЕР. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Допустим, ООО «Вектор» застраховало собственное имущество сроком на 12 месяцев (365 дней) и единовременно уплатило страховую премию в сумме 219 000 рублей. Договор страхования действует с даты уплаты страховой премии (01.06.2017) по 31.05.2018 включительно.

Бухгалтер сделает следующие записи.

1 июня 2017 года:

ДЕБЕТ 76-1   КРЕДИТ 51
— 219 000 руб. – уплачена страховая премия;

ДЕБЕТ 97   КРЕДИТ 76-1
— 219 000 руб. – сумма страховой премии учтена как расходы будущих периодов.

30 июня 2017 года:

ДЕБЕТ 20 (44, 91-2, …)   КРЕДИТ 97
— 18 000 руб. (219 000 : 365 × 30) – признаны расходы на страхование, относящиеся ко II кварталу.

30 сентября 2017 года:

ДЕБЕТ 20 (44, 91-2, …)   КРЕДИТ 97
— 55 200 руб. (219 000 : 365 × (31 + 31+ 30)) – признаны расходы на страхование, относящиеся к III кварталу.

31 декабря 2017 года:

ДЕБЕТ 20 (44, 91-2, …)   КРЕДИТ 97
— 55 200 руб. (219 000 : 365 × (31 + 30+ 31)) – признаны расходы на страхование, относящиеся к IV кварталу.

31 марта 2018 года:

ДЕБЕТ 20 (44, 91-2, …)   КРЕДИТ 97
— 54 000 руб. (219 000 : 365 × (31 + 28 + 31)) – признаны расходы на страхование, относящиеся к I кварталу 2018 года.

31 мая 2018 года:

ДЕБЕТ 20 (44, 91-2, …)   КРЕДИТ 97
— 36 600 руб. (219 000 : 365 × (30 + 31)) – признаны расходы на страхование, относящиеся ко II кварталу 2018 года.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...