Получение электронного требования о представлении документов

03.08.2016

Если налогоплательщик по каким-то причинам не прочитал (то есть не открыл, не сформировал и не направил квитанцию о приеме в адрес налогового органа) требование инспекции о представлении документов, направленное ему по телекоммуникационным каналам связи, то требование не считается полученным. Соответственно, инспекция не может оштрафовать налогоплательщика за непредставление документов в срок, указанный в непрочитанном требовании.

Непрочитанное налогоплательщиком электронное требование о представлении документов считается неполученным, и налоговый орган в этом случае должен продублировать его на бумажном носителе.

Такое разъяснение дала ФНС России, напоминая, как применять на практике Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/168@ (далее – Порядок).

Документы от налоговых органов могут быть переданы лицу, которому они адресованы, или его представителю:

  • непосредственно под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО), если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом РФ (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Соответственно, если порядок передачи документов прямо предусмотрен Налоговым кодексом РФ, то нормы пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ не применяются. Например, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов (информации) передается руководителю организации или физическому лицу (или их представителям) лично под расписку.

Налогоплательщикам, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, требования налоговой инспекции передаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО. Форма требования приведена в приложении № 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Требование в электронном виде должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица налогового органа (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 15 Порядка, ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об элек-тронной подписи»).

Если электронное требование было направлено налогоплательщику, и он сформировал и направил в инспекцию квитанцию о его приеме, налоговый орган не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе. То есть требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная электронной цифровой подписью налогоплательщика (п. 12 Порядка).

Если же требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование о представлении документов не может считаться полученным. В этом случае налоговый орган должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде (п. 19 Порядка).

Также требование о представлении документов (информации) не считается принятым налогоплательщиком, если оно оформлено в виде индивидуального письма и не соответствует утвержденному формату (подп. 2 п. 14 Порядка).

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное