Налогообложение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам

25.11.2015

С 15 ноября 2015 года организации и предприниматели, у которых есть грузовые автомобили с разрешенной массой свыше 12 тонн, должны платить новый специальный сбор.

С 15 ноября 2015 организации и предприниматели, у которых есть грузовые автомобили с разрешенной массой свыше 12 тонн, должны платить новый специальный сбор. Этот платеж имеет целевое назначение – за счет сбора будет возмещаться вред, который причиняется федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Платить новые сборы должны не все. Сбор не взимается с грузовиков, двигающихся по платным дорогам. Еще от нового платежа освобожден транспорт для перевозки людей (кроме грузопассажирских автомобилей-фургонов) и спецтранспорт, который оборудован специальными световыми и звуковыми устройствами подачи сигналов. То есть это пожарная охрана, полиция, медицинская скорая помощь, аварийно-спасательная служба и военная автомобильная инспекция. Спецтранспорт для перевозки вооружения и военной техники также подпадает под льготу. Такой порядок установлен статьей 31.1 Закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.

Сколько платить и как перечислять деньги

В настоящее время плата за причинение вреда федеральным трассам общего пользования составляет 3,73 руб. за 1 км пути. Однако Правительство РФ будет ежегодно индексировать эту сумму (п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504).

Что касается порядка оплаты, то каждый раз заполнять платежку или квитанцию не нужно. Предусмотрен вот какой алгоритм.

Первым делом все грузовики, подпадающие под уплату сбора, необходимо зарегистрировать в системе оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы» (распоряжение Правительства РФ от 29 августа 2014 г. № 1662-р). Это можно сделать дистанционно через сайт http://platon.ru/. Можно зарегистрироваться и лично в центрах информационной поддержки пользователей либо через терминал самообслуживания.

После регистрации владельцу грузового автомобиля откроют лицевой счет. Схема платежей в системе – авансовая. Иными словами, сначала фирма вносит деньги на счет, а уже по мере движения автомобиля по федеральным трассам оператор будет списывать со счета соответствующую сумму.

Естественно, предусмотрен механизм контроля перемещения автомобилей и списания плату. Есть два способа (п. 8–10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504).

Способ № 1. В машину устанавливают прибор автоматической фиксации движения по дороге и передачи сведений оператору. По этим данным оператор рассчитает плату и спишет ее с лицевого счета владельца грузовика. Выдают такие устройства бесплатно, но обязательно заключить договор с оператором.

Способ № 2. Перед поездкой представляют оператору маршрутную карту. Это как бы запасной вариант. Он актуален, если устройства в автомобиле нет (договор не заключен) или оно неисправно. В маршрутной карте укажите начальный и конечный пункты поездки, а также дату и время начала движения автомобиля по маршруту. Не забудьте государственный регномер машины и номер свидетельства о регистрации транспортного средства. По данным из карты оператор рассчитает размер платы и спишет ее с лицевого счета владельца автомобиля. Платеж нужно перечислить оператору до начала поездки.

Правила бухучета

В бухгалтерском учете сбор отражайте в составе расходов по обычным видам деятельности. Учитывайте расходы в размере, который определяет оператор (п. 5, 6, абз. 3 п. 7 ПБУ 10/99).

С приборами учета все просто. Раз они получены в пользование, такое имущество следует отразить на отдельном забалансовом счете. Для удобства имеет смысл ввести отдельный счет (например, 013).

Сбор в счет возмещения вреда дорогам не относится к налоговым платежам (ст. 13–15 НК РФ). Поэтому вместо счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» его корректнее отражать в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету откройте соответствующий субсчет – «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам».

По сути надо сделать две записи. Сначала показать, что перечислен аванс оператору. А затем отразить списание денег исходя из фактического пробега (то есть начисление непосредственно платежа). Это следует из пунктов 16 и 18 ПБУ 10/99.

Для наглядности покажем на примере, какие проводки нужно сделать и на какие суммы.



ПРИМЕР

ООО «Омерта» занимается грузоперевозками. На балансе фирмы есть автомобиль КамАЗ-6460 с разрешенной максимальной массой 26 тонн.

Чтобы оплачивать возмещение вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам общего пользования, заключили договор с оператором и установили в автомобиль бортовое устройство. Прибор стоимостью 1500 руб. фирма получила безвозмездно.

Бухгалтер «Омерты» сделал в учете следующую проводку:

Дебет 013 «Устройства для расчета сбора за пользование дорогами»

– 1500 руб. – принят на забалансовый учет прибор учета.

Перед тем как выпускать автомобиль на федеральные автомобильные дороги, «Омерта» перечислила оператору аванс 100 000 руб. Проводка такая:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам» Кредит 51

– 100 000 руб. – перечислен аванс в счет платежей за возмещение вреда дорогам.

По итогам рейса автомобиль проехал по федеральным автодорогам 896 км. Оператор списал с лицевого счета «Омерты» 3342,08 руб. (896 км × 3,73 руб./км). Бухгалтер сделал проводку:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по плате за проезд по федеральным трассам»

– 3342,08 руб. – начислен платеж за возмещение вреда дорогам на основании отчета оператора.


Расходы в целях налогообложения

Плательщики налога на прибыль могут учесть сбор как прочий расход. Основание – подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Списать можно строго ту сумму, которую начислит оператор. Это актуально как для метода начисления, так и для кассового метода. Ведь платеж начисляют и списывают за счет аванса целиком и сразу. Такую мысль высказали специалисты финансового ведомства в комментируемом письме (от 06.10.2015 № 03-11-11/57133).

А вот упрощенцам повезло меньше. Как отметил Минфин, учет такого рода затрат не предусмотрен главой 26.2 Налогового кодекса РФ.


Налоговый консультант Т.Н. Петрухина, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное