Что нас ждет после отмены налоговых льгот

12.03.2014

Государство собирается отменить большую часть налоговых льгот, а в некоторых регионах процесс отмены налоговых льгот уже начался. К каким последствиям для бизнеса это привело? Какую оценку этим мерам дают эксперты?

Оптимизация налогов

Что нужно принимать во внимание, оценивая масштабы предстоящей оптимизации преференций? Во-первых, постоянно меняющиеся условия игры в области налоговой политики. Они, как считает руководитель направления налогового права, финансов и кредита компании «Частное право» Елена Муратова, не позволяют инвесторам уверенно строить сколько-нибудь долгосрочные планы. Причина – постоянный риск того, что в той или иной области может измениться регулирование. А это особо критично на начальных этапах функционирования бизнеса, когда важно поддерживать финансовые показатели для построения взаимоотношений с банками.


Лишение преференций образовательных и медицинских учреждений может повлечь увеличение стоимости их услуг и одновременное снижение качества. Это в том случае, если они не закроются вовсе.


«Отмену каждой льготы нужно оценивать отдельно, – рассуждает эксперт «Business Studio» Екатерина Шестакова. – Например, повышение страховых взносов для ИП привело к негативным последствиям. С 1 января 2013 года самозанятый предприниматель должен платить во внебюджетные фонды 35 664 рубля. В прошлом году сумма была в два раза меньше – 17,2 тыс. рублей. Резкое повышение тарифов привело к тому, что к апрелю 2013 года регистрацию ИП в налоговых службах аннулировали 350 тыс. предпринимателей – 10 процентов от общего числа, а еще часть ушла в теневой сектор. Так, с декабря 2012 года, свой бизнес закрыли более 100 тыс. коммерсантов ежемесячно. Общее количество закрытых ИП составило 589,3 тыс ИП. На 1 июня 2013 года число ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,636 млн».

Подобные негативные последствия могут возникнуть и при отмене налоговых льгот, проводит аналогию эксперт. Лишение преференций образовательных и медицинских учреждений может повлечь увеличение стоимости их услуг и одновременное снижение качества. Это в том случае, если они не закроются вовсе.

Тем не менее цель у финансового ведомства благая – пополнить дефицитный бюджет, считает Екатерина Шестакова: «Отмена федеральных льгот по земельному налогу – важный шаг в расширении доходной базы муниципалитетов».

Региональные налоги

В ряде регионов процесс уже начался, отмечает Елена Муратова и приводит три характерных примера: «В Липецкой области рассматривается законопроект об отмене льготы по налогу на имущество организациям, которые создают рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. В качестве основания для отмены приводится низкая эффективность, сначала года право на указанную льготу, по сообщениям прессы, заявили пять налогоплательщиков на общую сумму 3,4 миллиона рублей.

В Кузбасской области рассматривается вопрос об отмене ряда преференций для субъектов малого бизнеса, которые были установлены в кризисный период 2009 года для их же поддержки. По мнению депутатов, коммерсанты, занятые в области производства пищевых продуктов, мебели и строительства, успешно пережили кризис, и сегодня стабильно функционируют и развиваются. Поэтому не нуждаются в государственной поддержке.


...коммерсанты, занятые в области производства пищевых продуктов, мебели и строительства, успешно пережили кризис, и сегодня стабильно функционируют и развиваются. Поэтому не нуждаются в государственной поддержке...


В Новгородской области принят закон об отмене налоговых льгот с 2014 года, по подсчетам местных чиновников, эта мера позволит получить более 500 млн. руб. дополнительных доходов. Однако, со слов основных получателей преференций, работающих в сфере свиноводства и дорожного строительства, вполне возможно, что в условиях отмены льгот некоторые виды бизнеса станут убыточными, и, как следствие, бюджет вовсе не выиграет, а потеряет за счет сворачивания деятельности предприятий. Взамен льгот депутаты предлагают организовывать адресную поддержку тех или иных организаций».

Подводя итог, Елена Муратова заключает, что идея адресной помощи предприятиям хоть и является благой, но при этом выступает за установление прозрачных и единых для всех правил получения поддержки, что предполагают налоговые льготы. Только в этом случае любой потенциальный инвестор может заранее просчитать предполагаемую налоговую нагрузку, и ему не потребуется заключать какие-либо соглашения с администрацией региона. То есть законодательное налоговое льготирование на деле оказывается более прозрачным институтом, чем адресная поддержка. Кроме того, многим предпринимателям, вероятно, хотелось бы, чтобы при установлении списка преференций власти исходили прежде всего из намерения поддержать развитие новых отраслей производства, а не из принципа «затыкания дыр» за счет урезания льгот, предназначавшихся для стимулирования развития таких отраслей.

Как уменьшить расходы фирмы

Зная правила учета расходов, компания может не только обезопасить себя от налоговых доначислений, но и разработать свои схемы оптимизации.
Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Тарифы страховых взносов в 2014 году

Как воспользоваться льготами особых экономических зон (примеры)

Изменения налоговых льгот, которые нас ждут



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное