Подготовка к сдаче отчетности в 2014 году. Часть I

17.02.2014

Как вносить исправления, оприходовать неучтенные излишки, списать недостающее имущество и списать просроченную задолженность.

В ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений. Помимо этого может выясниться, что те или иные ценности или хозяйственные операции были отражены в учете неверно. В этой ситуации бухгалтеру придется внести исправления в учет. Как исправить ошибки, а также как провести реформацию баланса, рассказывают эксперты бератора.

Внесение исправлений

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила. Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до утверждения годовой отчетности акционерами (участниками) и сдачи ее в налоговую инспекцию. Во-вторых, записи по исправлению ошибок учитывают в том отчетном периоде, к которому относится дата, на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Как оприходовать неучтенные излишки

Выявленные излишки тех или иных ценностей (основных средств, материалов, товаров и т. д.) приходуют и отражают на соответствующих счетах бухгалтерского учета (счета 01, 10, 41 и т. д.).

Такое имущество учитывают по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

Для этого сделайте проводки:

ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 91-1
– оприходовано основное средство (нематериальный актив), выявленное в процессе инвентаризации (по рыночной стоимости);

ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 91-1
– оприходованы излишки материалов (товаров) по рыночным ценам;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 91-1
– оприходована денежная наличность, выявленная в результате инвентаризации.

Как списать недостающее имущество

Стоимость недостающего имущества прежде всего списывают на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Для этого в учете делают записи:

при недостаче основных средств:

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01
– списана амортизация по недостающим основным средствам;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 01
– списана остаточная стоимость недостающих основных средств;

при недостаче нематериальных активов:

ДЕБЕТ 05 КРЕДИТ 04
– списана амортизация по нематериальным активам;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 04
– списана остаточная стоимость нематериального актива;

при недостаче материальных ценностей:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 (07, 08, 41)
– отражена недостача материалов (оборудования, вложений во внеоборотные активы, товаров);

при недостаче денег в кассе:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 50
– отражена недостача денег в кассе.

Недостачу ценностей в пределах норм естественной убыли спишите на счета по учету расходов. Сделать это нужно по приказу руководителя фирмы.

Недостачу сверх норм спишите на тех лиц, которые в ней виновны.

Если виновники не установлены, или суд отказал во взыскании с них убытков, то сумму недостачи включают в состав прочих расходов.

Списание недостач отразите проводками:

ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 94
– списана недостача в пределах норм естественной убыли;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94
– списана недостача сверх норм естественной убыли на виновных лиц;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94
– списана недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновников (или если во взыскании с них недостачи отказано судом).

Как списать просроченную задолженность

Если в результате инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее списывают с баланса фирмы.

По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Это установлено статьей 196 Гражданского кодекса.

При списании дебиторской задолженности сделайте запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 62 (76...)
– списана дебиторская задолженность (если фирма не создавала резерв по сомнительным долгам)

или

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62 (76...)
– списана дебиторская задолженность (если фирма создавала резерв по сомнительным долгам).

При списании кредиторской задолженности сделайте запись:

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 91-1
– списана кредиторская задолженность.

Бухгалтерская отчетность

В Бераторе «Бухгалтерская отчетность» собрана вся необходимая информация для корректного составления любой формы бухгалтерской отчетности: от баланса до пояснительной записки. Подробный построчный комментарий к каждой форме с примерами заполнения. Рекомендации утверждения и представления отчетности в налоговую инспекцию. Узнайте больше >>


Читайте также по теме:

Подготовка к сдаче отчетности в 2014 году. Часть II

Состав отчетности и особенности ее оформления в 2014 году

Годовой отчет 2014: состав, основные требования и сроки подачи

Изменения в бухгалтерской отчетности в 2014 году



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное