Новые правила закона о бухучете на практике

12.02.2014

Законодатель объявил войну мнимым и притворным объектам бухгалтерского учета. А также скорректировал адреса и сроки представления обязательного аудиторского заключения. Все соответствующие изменения закреплены в новой редакции Закона «О бухгалтерском учете», вступившей в действие с января этого года.

С 1 января 2014 года Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) действует в редакции Закона от 21 декабря 2013 г. № 357-ФЗ. Остановимся на главных нововведениях, имеющих практическое значение.

Мнимые и притворные объекты – вне закона

Объекты бухгалтерского учета – это элементы бухгалтерской отчетности компании (п. 7.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.). В свою очередь отчетность должна быть достоверной, то есть правдиво отражать последствия сделок, событий, операций.

Объекты бухгалтерского учета, фальсифицирующие отчетность, получили специальное название. Теперь их именуют мнимыми и притворными. Такие объекты могут возникать в результате мнимых и притворных сделок, но не обязательно. Наглядное представление о том, что значат эти термины, можно получить из таблицы 1.

Таблица 1. Мнимые и притворные сделки и объекты бухучета.

Определения и характеристики  
 
Мнимый(ая) Притворный(ая)
 Объект бухгалтерского учета(п. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ) Несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в т. ч. неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни) Объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в т. ч. притворные сделки)
Сделка
(ст. 170 ГК РФ)
Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия Сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях

Сами по себе приемы искажения бухгалтерской отчетности давно известны, а уяснить новую классификацию помогут примеры.


ПРИМЕР

Ремонт административного здания не производился, документы о его выполнении подрядным способом сфабрикованы. Бухгалтеру об этом неизвестно. На основании представленных первичных документов он произвел учетную запись (ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76), в результате которой в отчете о финансовых результатах возник расход, а на балансе – обязательство. В погашение обязательства произведена оплата (ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51).

Согласно заключению службы внутреннего контроля расход и обязательство являются мнимыми объектами. Учетная запись, их породившая, сторнировалась.

Истребовать перечисленные деньги с получателя нереально. Поэтому дебиторская задолженность «подрядчика» была переквалифицирована в недостачу (ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 76). Лицом, в ней виновным, является сотрудник, подписавший недостоверные документы (ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94).

Мнимые объекты часто выполняют двойную функцию. Они:

Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством, и расходы на их создание.


ПРИМЕР

Компания приостановила деятельность, направленную на получение доходов. Однако консервация бизнеса тоже требует затрат, в частности – на охрану объектов основных средств и их техническое обслуживание в целях сохранности, уплату имущественных налогов, коммунальные услуги. Во избежание убытка бухгалтер относил эти суммы на счет 97 «Расходы будущих периодов». В балансе они были отражены в составе прочих внеоборотных активов. Однако такой актив является притворным. Он прикрывает прочие расходы, подлежащие отражению в отчете о финансовых результатах.

За искажение статей баланса и отчета о финансовых результатах руководитель компании был оштрафован по статье 15.11 КоАП РФ.

Между тем прямой связи между притворными сделками и притворными объектами не имеется. Отменить последствия притворной сделки может только суд, да и то по иску лишь определенных лиц (п. 3 ст. 166 ГК РФ).

Не исключено, что купля-продажа недвижимости по заниженной цене будет признана притворной сделкой. Но до вынесения судом соответствующего решения и покупатель, и продавец должны вести учет на основании двусторонних документов, подписанных уполномоченными лицами при совершении сделки. В частности, покупатель вправе дооценить приобретенный объект основных средств лишь в конце года. Продавец сможет применить рыночную цену только в целях налогообложения. Но доход продавца и актив покупателя притворными объектами не являются.

Добавим, что требование приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) подлежит применению на стадии документирования сделок, а не на этапе регистрации объектов бухгалтерского учета, зафиксированных в первичном документе.

Новые запреты и разграничение ответственности

В соответствии с принятыми поправками Закон № 402-ФЗ не допускает:

  • принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок;
  • регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведения счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

В то же время лицо, на которое возложено ведение бухучета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. За достоверность данных, содержащихся в «первичке», отвечают лица, ее подписавшие.

Справочно

Россия присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ). Конвенция рекомендует странам-членам:

  • добиваться от компаний ведения точного учета полученных и расходованных ими сумм с указанием того, по какому поводу происходит получение и расходование средств;
  • ввести запрет на совершение компаниями скрытых сделок или ведение ими неучтенных счетов;
  • применять адекватные санкции за пропуски, фальсификации и злоупотребления в сфере бухгалтерского учета.

Усовершенствованы подходы к документообороту

Пунктом 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ установлен единый принцип документооборота: лицо, ответственное за оформление факта хозжизни, обеспечивает своевременную передачу первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Иными словами, работник, подписавший первичный документ, обязан сдать его в бухгалтерию.

Значимость этого правила трудно переоценить, ведь бухгалтерия не контролирует сделки, операции или события. Информацию о фактах хозяйственной жизни бухгалтер черпает из документов, поступающих к нему на обработку, и если документы не будут переданы в бухгалтерию их составителями, то не удастся соблюсти требование о ведении учета без пропусков.

Еще одна новация касается форм первичных документов (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Справочно

Бухгалтерская отчетность должна составляться на основе: данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, и информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

До 1 января 2014 года формы первичных документов, составляемые компанией, должен был утверждать ее руководитель. С этого года эта норма скорректирована. Теперь руководитель формы не утверждает, а определяет.

Чем различаются эти действия?

Дело в том, что процедура определения форм документов шире, чем процедура их утверждения.

Во-первых, имеются общеобязательные формы, утвержденные подзаконными актами. Дополнительного утверждения со стороны руководителя компании они не требуют. Иллюстрацией могут служить формы кассовых документов, транспортных накладных, приемо-сдаточных актов на металлолом.

Во-вторых, существуют общепризнанные формы, хотя и разработанные государственными органами, но необязательные к применению. К ним относятся унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлениями Госкомстата России, а также форма универсального передаточного документа (письмо ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96). Специально утверждать эти формы тоже не требуется (разумеется, если компания использует их в неизменном виде).

В третьих, форма первичного документа может быть установлена договором (письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03- 03-06/1/31261), то есть согласована в двустороннем порядке.

Ну а формы, разработанные компанией самостоятельно, по-прежнему нужно утверждать в составе учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

Куда и когда представлять аудиторское заключение

Компании, отчетность которых попадает под обязательный аудит, ждет приятная новость: смягчены правила представления аудиторского заключения. Такая возможность появилась благодаря изменениям в пункте 10 статьи 13 и пунктах 2–4 статьи 18 Закона № 402-ФЗ).

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. Закон № 402-ФЗ обязал такие компании представлять бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Правда, к этому моменту сроки представления отчетности за 2012 год истекли. Данное предписание было рассчитано на применение начиная с отчетности за 2013 год. Оно распространялось на все случаи представления, в том числе в налоговую инспекцию (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) и в орган государственной статистики.

В соответствии с новыми поправками, вступившими в силу 1 января 2014 года, аудиторское заключение необходимо представлять только в дополнение к обязательному экземпляру годовой отчетности. Но обязательный экземпляр сдается в орган статистики. Получается, что в иные инстанции, включая налоговые органы, аудиторское заключение представлять не нужно.

Кроме того, представлять аудиторское заключение одновременно с отчетностью необязательно. Оно должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Но при этом – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В итоге, начиная с этого года, обязательные аудиторские заключения войдут в государственный информационный ресурс.

Елена Диркова, директор, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Практическая информация в подходящем для Вас формате

В журнале «Практическая бухгалтерия» даны ответы на вопросы, хозяйственные ситуации на примерах с проводками, бесценный опыт практического применения нововведений. Что немаловажно - Вы сами решаете как получать информацию: через доступ к сайту, электронный журнал, или классический печатный.
Выберите удобный формат >>


Читайте также по теме:

Годовой отчет 2014: состав, основные требования и сроки подачи

Как провести аудит бухгалтерской отчетности

УИН в платежном поручении



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное