Обзор нового закона о бухгалтерском учете (часть 2)

22.03.2013

Мы заканчиваем обзор новшеств, которые принес новый закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ. В этот раз вы узнаете о хранении бухгалтерских документов, особенностях применения нового Закона и отчетности за 2012 год.

В прошлый раз мы рассказали об особенностях бухотчетности при ликвидации, обязательном экземпляре отчетности, а также об упрощении и регулировании бухучета.

Хранение документов

Для соблюдения требований настоящей статьи необходимо руководствоваться Пе­речнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе дея­тельности государственных органов, орга­нов местного самоуправления и организа­ций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25 авгу­ста 2010 г. № 558). В частности, на основа­нии Перечня документы (протоколы, акты, расчеты, ведомости) о переоценке основ­ных фондов, определении амортизации основных средств, оценке стоимости иму­щества организации хранятся постоянно, а книги, журналы, карточки учета основ­ных средств (зданий, сооружений) – в тече­ние пяти лет после ликвидации основных средств.

Хранение документов бухгалтерского учета организует руководитель экономиче­ского субъекта (п. 1 ст. 7 Закона 402-ФЗ).

Нарушение порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение ад­министративного штрафа на должност­ных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).

Обращение с документами при реорга­низации или ликвидации организаций рег­ламентируется пунктами 4–10 статьи 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Однако налоговое законодательство в об­щем случае устанавливает более короткий срок для хранения документации. А имен­но, налогоплательщики обязаны обеспечи­вать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, не­обходимых для исчисления и уплаты нало­гов, в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Однако если ваша компания отра­жает в налоговых декларациях убытки, то оправдательные документы по ним следует хранить в течение 10 лет (п. 2 и 4 ст. 283 НК РФ, письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278). Эти сроки обес­печивают возможность проведения налого­вых проверок (п. 7 ст. 78, п. 4 ст. 89 НК РФ).

Особенности применения Закона

Как определить, какие из документов, ут­вержденных Минфином России до 1 января 2013 года, содержат правила?

Правило – это правовая норма. Под ней принято понимать общеобязательное госу­дарственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Источниками правовых норм являются нормативные правовые акты (п. 2 Разъяснений о приме­нении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов ис­полнительной власти и их государственной регистрации, утв. приказом Минюста Рос­сии от 4 мая 2007 г. № 88).

Позиция Минфина

Отчетность за 2012 год оказалась «переходной», из письма следует, что обязательное аудиторское заклю­чение в государственные органы, налоговые и статистические, представлять не нужно.

Минфин России – федеральный орган ис­полнительной власти. Поэтому на принятые им документы распространяется Указ Пре­зидента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О по­рядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти». Из пункта 10 Указа следует, что акты министер­ства, которым в Минюсте России не присво­ен государственный регистрационный но­мер, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответству­ющих правоотношений, применения санк­ций к гражданам, должностным лицам и ор­ганизациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Следовательно, правила содержат лишь те из приказов Минфина России, которые зарегистрированы в Минюсте России. А ес­ли приказ (или иной документ) того или иного ведомства признан Минюстом не нуждающимся в государственной регист­рации, то вне стен этого ведомства он но­сит рекомендательный характер.

Подчеркнем, что Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей терри­тории Российской Федерации в силу пунк­та 2 статьи 90 Конституции РФ.

Названному критерию удовлетворяют Положение по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации и ПБУ 1/2008 «Учетная по­литика организации». Обратите внимание: из наименования разделов II и III Положе­ния также следует, что они содержат правила ведения бухгалтерского учета и состав­ления бухгалтерской отчетности.

Государственный регистрационный но­мер имеет и приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. №160н, которым введены Международные стандарты финансовой от­четности. Право применения МСФО нам предоставляет пункт 7 ПБУ 1/2008.

Будем в курсе

Вспомните, о чем говорилось в прошлых выпусках этой темы: Новый закон о бухучете: обзор изменений

А вот ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчет­ность организаций» признано не нуждаю­щимся в государственной регистрации. По­этому требовать его неукоснительного со­блюдения нельзя. По той же причине не являются источником правил и Методиче­ские указания по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств (утв. при­казом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Кстати, в период действия Закона 129-ФЗ причиной необязательности применения унифицированных форм первичных учет­ных документов стало именно отсутствие государственной регистрации у постановле­ний Госкомстата России, их утвердивших.

С источником правил мы определились. Их содержат большинство ПБУ, регламен­тирующих учет определенных объектов. В их числе – ПБУ 9/99 «Доходы организа­ции» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Кроме того, в отсутствие новых подза­конных актов целесообразно руководство­ваться Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В частно­сти, она содержит самые общие определения таких объектов бухгалтерского учета, как «активы» и «обязательства» (п. 7.2 и 7.3 Концепции).

Важно, что «старые» правила, принятые в период действия Закона 129-ФЗ, подлежат применению лишь в части ведения бухгал­терского учета и составления бухгалтер­ской отчетности. Об этом прямо сказано в комментируемой статье. Причем они дей­ствуют в той же сфере, которая очерчена за­конодателем для федеральных стандартов бухгалтерского учета (поскольку сохраня­ют силу до утверждения последних). По этой причине прежние правила представ­ления и публикации отчетности с 1 января 2013 года не актуальны.

Комментируемая статья также устанавли­вает, что требования к главным бухгалтерам не имеют обратной силы. То есть ограниче­ния, указанные в пункте 4 статьи 7 Закона 402-ФЗ, не распространяются на лиц, за­нимающих эту должность по состоянию на 1 января 2013 года. Это законодательное ре­шение опирается на Конституцию РФ. Ведь придание обратной силы закону, ухудшаю­щему положение граждан, и тем самым от­мена у них права, приобретенного ими в со­ответствии с ранее действовавшим законода­тельством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требова­ниями, вытекающими из статей 1 (п. 1), 2, 18, 54 (п. 1), 55 (п. 2 и 3) и 57 Конституции РФ (определение Президиума Московского об­ластного суда от 23 июня 2004 г. № 409).

Утратили силу

Одновременно с утратой силы Законом 129-ФЗ прекратили действие нормы других за­конов, внесших в него изменения.

Но обратимся к пункту 5 статьи 22 Феде­рального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесе­нии изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации». Он не отменен и по-прежнему устанавливает обя­занность, не подлежащую исполнению. От­разить данные о затратах на оплату энерге­тических ресурсов в пояснительной запи­ске к годовой бухгалтерской отчетности не­возможно. Причина в том, что такая форма в составе бухгалтерской отчетности Зако­ном 402-ФЗ не предусмотрена.

Вступление в силу Закона № 402-ФЗ

Одновременно с 1 января 2013 года утра­тил силу Закон 129-ФЗ. Но на отчетную да­ту «31 декабря 2012 года» он еще действо­вал. В итоге бухгалтерская отчетность за 2012 год:

  • представляется и публикуется в соответ­ствии с нормами нового закона, 402-ФЗ;
  • составляется по правилам старого зако­на, 129-ФЗ.

Между тем составление отчетности не­разрывно связано с утвержденными для нее формами и установленным составом. Отсю­да следует вывод, что состав отчетности за 2012 год определяется Законом 129-ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Рос­сийской Федерации.

В итоге отчетность за 2012 год оказалась «переходной», и в этой связи по вопросам ее формирования между специалистами возни­кают разногласия.

Но пакет отчетных форм, сформирован­ный в соответствии с Законом 129-ФЗ, пред­стоит представлять по правилам Закона 402-ФЗ. Отчетность считается составлен­ной на дату ее подписания руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона 402-ФЗ). А эта дата приходится на 2013 год.

Нужно признать, что отчетный период «с 1 января по 31 декабря 2012 года» под действие Закона 402-ФЗ не попадает. В полной мере, безоговорочно новый закон начнет действовать применительно к от­четному периоду «с 1 января по 31 декабря 2013 года». Обратной силы Закон 402-ФЗ не имеет, поскольку это в нем специально не оговорено (п. 3 определения Консти­туционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. № 745-О-О).

В итоге отчетность за 2012 год оказалась «переходной», и в этой связи по вопросам ее формирования между специалистами возни­кают разногласия. Позиция Минфина Рос­сии отражена в письме от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудито­рам, аудиторам по проведению аудита годо­вой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год». Причем из данного письма следует, что обязательное аудиторское за­ключение в государственные органы, нало­говые и статистические, представлять не нужно. Но органы власти вряд ли согла­сятся с таким выводом. В этом вопросе мож­но ожидать изменений.

Е.Ю. Диркова, эксперт журнала "Практическая бухгалтерия"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное