Обзор нового закона о бухучете № 402-ФЗ

19.03.2013 распечатать

Мы продолжаем обзор новшеств, которые принес новый закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ. В этот раз вы узнаете об особенностях бухотчетности при ликвидации, обязательном экземпляре отчетности, а также об упрощении и регулировании бухучета.

Особенности бухотчетности при ликвидации

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязан­ностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Принятие решения о ликвидации влечет пересмотр учетной политики, поскольку из­меняется одно из ее базовых допущений – о непрерывности деятельности организа­ции (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина Рос­сии от 6 октября 2008 г. № 106н). Напри­мер, компания больше не обособляет дол­госрочные задолженности. Теряет смысл и дисконтирование.

В ходе ликвидации юридического лица составляются:

  • промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 ГК РФ);
  • последняя бухгалтерская (финансовая) от­четность (п. 4 ст. 17 Закона 402-ФЗ).

Формы промежуточного ликвидацион­ного баланса и ликвидационного баланса, а также состав приложений к ним установ­лены лишь для банков (п. 1.2 и 1.5 Положе­ния о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируе­мой кредитной организации и их согласова­ния территориальным учреждением Банка России, утв. Банком России 16 января 2007 г. № 301-П). Для этих целей банки применяют форму оборотной ведомости по счетам бух­галтерского учета. Иные организации мо­гут использовать эти же подходы исходя из аналогии (п. 7 ПБУ 1/2008).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, включая налоговый орган (Методические указания для налоговых органов по вопро­сам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в свя­зи с ликвидацией, утв. приказом ФНС Росси и от 25 апреля 2006 г. № САЭ-3-09/257).

После удовлетворения требований кре­диторов у юридического лица может остаться имущество. Оно передается его учредителям (участникам), имеющим вещ­ные права на это имущество или обязатель­ственные права в отношении этого юриди­ческого лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Иными словами, после составления ликвидационного баланса начинаются рас­четы с собственниками компании. Поэто­му последний отчетный период – это пери­од с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица.

Ликвидационные балансы представляют­ся в регистрирующий орган (разд. Х Мето­дических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государ­ственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16; подп. «б» п. 1 ст. 21 Феде­рального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпри­нимателей»).

А вот если имущества компании недоста­точно для погашения ее обязательств, лик­видационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом (письмо Минэко­номразвития России от 7 мая 2010 г. № Д06-1416 ).

Между тем состав последней бухгалтер­ской (финансовой) отчетности при ликви­дации юридического лица, порядок ее со­ставления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты бухгалтерского учета. А до тех пор, пока эти вопросы централизованно не решены, последняя отчетность не состав­ляется.

Обязательный экземпляр отчетности

Закон 402-ФЗ устанавливает единственного адресата для бухгалтерской отчетности, и притом только годовой. Это орган госу­дарственной статистики по месту государ­ственной регистрации компании.

Последний срок для выполнения этой обязанности – 1 апреля года, следующего за отчетным (если компания не реорганизует­ся и не ликвидируется). Он исчисляется по правилам гражданского законодательства.

Внимание

На упрощение способов ведения бухгалтерского учета могут рассчитывать не только малые предприятия, но и отдельные формы некоммерческих организаций.

Иные адресаты устанавливаются други­ми федеральными законами.

В частности, годовая бухгалтерская от­четность хозяйственного общества пред­ставляется ее собственникам для утвержде­ния на общем собрании.

Налоговый кодекс – тоже федеральный закон. В соответствии с подпунктом 5 пун­кта 1 статьи 23 Налогового кодекса годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо представлять в налоговый ор­ган по месту нахождения организаций. Хотя срок для выполнения этой обязанно­сти определяется по правилам налогового законодательства, он тоже приходится на 1 апреля.

Внутренний контроль

До введения Закона 402-ФЗ порядок кон­троля за хозяйственными операциями был элементом учетной политики (п. 4 ПБУ 1/ 2008).

С 1 января 2013 года организация и осу­ществление внутреннего контроля стано­вится обязательным. С этой целью компа­ниям предстоит подготовить соответствую­щие правила. Минфин России планирует подготовить рекомендации по их составле­нию в 2014 году. А пока за основу для раз­работки можно взять Положение об органи­зации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16 декабря 2003 г. № 242-П). Из Положения можно уяснить следующее.

Внутренний контроль – это деятель­ность, осуществляемая организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) в целях обеспечения:

  • эффективности и результативности фи­нансово-хозяйственной деятельности при совершении хозяйственных опера­ций и других сделок, эффективности уп­равления активами и пассивами, вклю­чая обеспечение сохранности активов, управления рисками;
  • достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
  • информационной безопасности;
  • соблюдения нормативных правовых ак­тов, стандартов саморегулируемых орга­низаций, учредительных и внутренних документов организации;
  • исключения вовлечения организации и участия ее работников в осуществле­нии противоправной деятельности;
  • своевременного представления в соот­ветствии с законодательством РФ сведе­ний в органы государственной власти. 

Функции контролеров могут исполнять ревизоры, которые предусмотрены феде­ральными законами о хозяйственных обще­ствах (ст. 47 Федерального закона от 8 фев­раля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с огра­ниченной ответственностью», ст. 85 Фе­дерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Профессиональные участника рынка ценных бумаг разрабатывают инструкцию о внутреннем контроле в соответствии с приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. № 12-32/пз-н.

Будем в курсе

Вспомните, о чем говорилось в прошлых выпусках этой темы: Новый закон о бухучете: обзор изменений

Регулирование бухучета

На упрощение способов ведения бухгалтер­ского учета могут рассчитывать не только малые предприятия, но и отдельные формы некоммерческих организаций. Например, это социально ориентированные неком­мерческие организации (п. 2.1 ст. 2 Феде­рального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Направления упрощений:

  • упрощение форм бухгалтерской (финан­совой) отчетности;
  • сокращение перечня форм бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, подлежа­щих представлению в государственные органы; – кассовый метод признания доходов и рас­ходов;
  • ведение учета без применения двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

До тех пор пока методология упрощен­ного учета не регламентирована в норма­тивных документах, компании вправе раз­рабатывать соответствующую учетную политику самостоятельно (ст. 8 Закона 402-ФЗ). Так, система бухгалтерского у чета без использования способа двойной записи описана в Методических рекомендациях по ведению бухгалтерского учета в кре­стьянских (фермерских) хозяйствах (утв. приказом Минсельхоза Рос сии от 20 января 2005 г. № 6).

Существует еще одна возможность для упрощений, которую небольшие компании используют далеко не в полной мере. Это соблюдение требования рациональности учетной политики. Его нужно применять во взаимосвязи с критериями существенно­сти (п. 6 и 17 ПБУ 1/2008).

Государственный контроль (надзор) в сфе­ре бухгалтерского учета в настоящее время осуществляет Федеральная служба по фи­нансовым рынкам (ФСФР), но лишь в отно­шении компаний, работающих в сфере фи­нансовых рынков. В частности, к ним отно­сятся профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Обратите внимание на перечень вопро­сов, подлежащих регулированию на уровне федеральных стандартов. Именно по таким вопросам, притом касающимся ведения учета и составления отчетности, временно применяются подзаконные нормативные акты, принятые в период действия Закона 129-ФЗ (ПБУ и методические указания Минфина России). Это следует из пункта 1 статьи 30 Закона 402-ФЗ. А вот состав годо­вой бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти определяет только закон (п. 1 ст. 14 За­кона 402-ФЗ).

Прототипом отраслевых стандартов яв­ляются нормативные документы, регули­рующие учет в страховых организациях.

Новый для компаний документ – это стан­дарты бухгалтерского учета экономического субъекта. Сокращенно их стали именовать внутрифирменными стандартами.

Внутрифирменные стандарты иметь не обязательно.

Особые правила

Если приказ (или иной документ) того или иного ведомства признан Минюстом не нуждающимся в государственной регистрации, то вне стен этого ведомства он носит рекомендательный характер.

В настоящее время вопросы организаци­онного характера включают в учетную по­литику. Хотя это не вполне корректно. Учет­ная политика все же предназначена для за­крепления решений, от которых зависит качество информации об объектах бухгал­терского учета (подп. 2 п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ). Причем изменения учетной политики оказывают влияние на показатели бухгал­терской отчетности (разд. III ПБУ 1/2008). А, скажем, кто именно ведет бухгалтерский учет – лично директор, штатный бухгалтер или стороннее лицо по договору граждан­ско-правового характера – для отчетности непринципиально. Для отражения подоб­ных решений более уместны внутрифир­менные стандарты. В них можно включить также должностные инструкции бухгалте­ров, положение о коммерческой тайне, пра­вила внутреннего контроля.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатывают и принимают субъек­ты негосударственного регулирования бух­галтерского учета (п. 5 ст. 24 Закона 402-ФЗ). Это некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтер­ского учета (п. 2 ст. 22 Закона 402-ФЗ). Эти цели должны быть определены у них в учре­дительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по вы­работке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфе­ре бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство фи­нансов Российской Федерации (Минфин России).

Одна из функций Центрального банка Рос­сийской Федерации – определение порядка ведения кассовых операций. В частности, эта функция реализована в Положении о по­рядке ведения кассовых операций с банкно­тами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Положение устанавливает требования к оформлению первичных документов и документообороту на этом участке бухгалтерского учета. Тре­бования Банка России подлежат обязатель­ному соблюдению (п. 1 ст. 30 Закона 402-ФЗ). Причем некоторые из нарушений кассовой дисциплины грозят административными штрафами (ст. 15.1 КоАП РФ).

Деятельность Минфина России в обла­сти регулирования бухгалтерского учета, а также функции субъектов негосудар­ственного регулирования бухгалтерского учета охарактеризованы в статьях 23–28 Закона 402-ФЗ. Особенность дальнейшего развития бухгалтерского учета в том, что разработка федеральных стандартов долж­на сопровождаться их публичным обсуж­дением, в том числе в профессиональном бухгалтерском сообществе.

Отметим, что саморегулируемые орга­низации осуществляют деятельность в со­ответствии с Законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых органи­зациях».

Саморегулируемые организации бухгал­теров пока не созданы, но активно обсуж­даются.

Законодатель весьма подробно регламен­тировал процедуру принятия федеральных стандартов. Но все же практического значе­ния эти нормы не имеют. Ими должны ру­ководствоваться разработчики официаль­ных документов в области регулирования бухгалтерского учета. Поэтому от коммен­тариев к указанным статьям воздержимся.

Добавим, что Положение о совете по стандартам бухгалтерского учета утверждено приказом Минфина России от 14 но­ября 2012 г. № 145н.

В следующий раз вы узнаете о специфике хранения документации, особенностях применения нового закона о бухучете. Мы разберемся, стала ли отчетность за 2012 год «переходной»?

Е.Ю. Диркова, эксперт журнала "Практическая бухгалтерия"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...