Секретный даунсайзинг: честный способ обмана покупателей

24.07.2019  распечатать

С 2012 по 2018 годы российские производители товаров повседневного спроса и широкого потребления в среднем уменьшили размер упаковок на 7-20%, то есть граждане РФ платят в последние годы все больше денег за все меньшее количество продуктов.

Речь идет об упаковках, размер которых отличается от стандартного литра или килограмма. Причем, несмотря на сокращение веса или объема продукта, производители сохраняют прежнюю стоимость единицы продукта или незначительно ее снижают.

Для такого уменьшения упаковок есть научный термин - "скрытый" даунсайзинг (дословно - уменьшение размера). Этот прием широко распространен в молочной промышленности, где вместо литровых пакетов потребители получают бутылки и пакеты емкостью 930 мл, а то и меньше.

Реагируя на даунсайзинг, российские потребители покупают теперь более осознанно. В частности, увеличилось число тех, кто обращает внимание на стоимость за 1 кг/л продукта: если в 2012 году таких покупателей, по данным GfK Russia, было 29%, то в 2018-м - уже 47%.

Как сообщила "Ведомостям" вице-президент Danone в РФ и СНГ Марина Балабанова, российские производители начали уменьшать упаковки после кризиса 2008-2009 годов. Она отметила, что для потребителя разница в 30-50 мл несущественна, в то время как к повышению цены покупатели очень чувствительны.

Газета напоминает, что мартовское исследование "Nielsen Россия" показало, что у российских покупателей уменьшение упаковок вызывает недовольство, поэтому они отдают предпочтение стандартной килограммовой или литровой упаковке.

За последние годы, к примеру, упаковка "Лианозовского" молока вместо 1 литра стала 950 мл. Такой же объем молока в коробке "Милава".

В бутылках "Веселый молочник", "Домик в деревне", "Простоквашино", "Кубанская буренка" молока еще меньше - 930 мл. В упаковке молока "Останкинского молочного комбината" "36 копеек" молока всего 873 мл.

Привычную ранее упаковку сметаны весом 250 г теперь тоже не найти. Сметана "Домик в деревне" упакована в широкую баночку, в которой сметаны всего 180 г.

В упаковке сгущенного молока "Любимая классика" - только 880 г.

Творог "Останкинское", "Ростагроэкспорт", "Милава" выпускается в пачках по 180 г, "Брест-Литовск", "Домик в деревне" - по 170 г.

Питьевой йогурт "Чудо" раньше был в пол-литровых бутылочках, а потом вдруг уменьшился до 420 г, а затем стал еще меньше - 290 г.

Стандартная упаковка куриных яиц также изменилась - к примеру, вместо обычных 10 штук в упаковке "Окское" теперь девять яиц, а в большой упаковке по 20 штук, теперь на 2 яйца меньше - 18 штук. Причем цена осталась прежней.

Крекеры "Любятово" весят 128 граммов, печенье "Юбилейное" - 134 грамма.

Шоколадные плитки теперь уже не весят традиционные 100 граммов. Шоколад "Воздушный" - 95 г, "Alpen Gold" и "Milka" - 90 г.

Уменьшился даже хлеб - обычный нарезной батон весит теперь 380 г вместо традиционных 400.

Благодаря такому даунсайзингу покупатели в среднем тратят на 18% больше. В потребительской корзине обычного россиянина есть и молочные продукты, и крупы, и хлеб, и соки, и средства бытовой химии. Если взять среднюю потребительскую корзин, в которую входят бутылка молока, пачка творога, упаковка сметаны, хлеб, пакет риса и пакет гречневой крупы, сок, чистящее бытовое средство, то получится, что в сравнении с покупкой товаров большего веса или объема по такой же цене, россияне, в среднем, за один поход в магазин переплачивают минимум по 80 рублей.

P.S.Термин даунсайзинг (downsizing) приписывают главному экономисту инвестиционного банка Morgan Stanley Стивену Роучу, который изначально применял его для названия процесса сокращения американских компаний в 1960-1970-х годах за счет и сокращения затратной части их бюджетов за счет увольнения малоквалифицированных кадров.

В маркетинге даунсайзинг может быть двух видов: даунсайзинг продукта (изменение объема продукта без изменения размера упаковки и цены товара) и даунсайзинг упаковки (изменение размера упаковки и объема продукта при сохранении пропорций упаковки и дизайна).

Цель даунсайзинга - увеличить или сохранить рентабельность продажи единицы товара за счет снижения себестоимости продукта, путем уменьшения его объема (массы) в упаковке товара, при сохранении прежней стоимости единицы товара.



Интересное

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...