Реформа надзора за бизнесом «захлебнулась»

17.12.2018  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Так считает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин и многие тысячи людей, кому эта реформа должна была помочь.

«Положительной динамики практически нет. Количество обязательных требований и отчетности не снижается. При снижении количества плановых проверок растет число внеплановых. «Палочная система» (оценка надзорных органов по количеству проверок и объему штрафов) в большинстве регионов сохраняется, и контролирующие органы бодро отчитываются о количестве штрафов», – отмечает представитель «Опоры». Корочкин считает, что незначительное снижение нагрузки на бизнес стало возможным благодаря тому, что взаимодействие с инспекторами все больше уходит в онлайн.

«Нет смягчения обязательных требований, а их количество только растет под предлогом обеспечения безопасности, но по сути – чтобы было удобнее выборочно штрафовать предпринимателей», – сказал Корочкин.

Опрос Аналитического центра при правительстве также показал, что индекс административной нагрузки на бизнес снизился всего на 3,3% по сравнению с прошлым годом. Это ниже планового показателя, который был установлен программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Авторы исследования утверждают, что снижение нагрузки произошло в первую очередь из-за сокращения времени контрольно-надзорных мероприятий во всех отраслях. Административная нагрузка – это не только штрафы и проверки, но и затраченной время сотрудников компаний, работу которых нужно оплачивать. Среднее время взаимодействия проверяемой организации и контролирующего органа снизилось с 48 часов в прошлом году до 43-х в этом. Но крупные компании по-прежнему тратят на это «общение» почти в полтора раза больше, чем малые. Больше всего часов на проверки уходит у предприятий по добыче полезных ископаемых, снабжению электроэнергией, газом и водой (53–55 часов). Меньше всего – у компаний в сфере рыболовства, образования, культуры и спорта (35–37 часов).

Самые большие временные и финансовые потери предприниматели несут при актуализации программного обеспечения, необходимого для изменения форм отчетности, подготовки документов и отслеживания изменений в законодательстве. «Процесс осложняется не только тем, что нужно покупать и обновлять программное обеспечение, но и тем, что надо нанимать новых дорогостоящих специалистов, которых зачастую недостаточно на рынке труда», – сказал РБК директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

Аналитический центр также предложил респондентам оценить по пятибалльной шкале административную нагрузку на предприятие со стороны каждого ведомства. Лидер, по результатам опроса, – Росалкогольрегулирование со средним баллом 3,51. На втором месте Федеральная налоговая служба (3,22), затем идет Федеральная таможенная служба (3). Самой тяжелой практикой для бизнеса остается дистанционное взаимодействие с инспекторами (72,6% негативных оценок).

Предприниматели говорят и о сложностях при сдаче отчетности через интернет, обратной связи и поиске нужной информации на сайтах разных ведомств. 61,8% опрошенных не уверены в актуальности и правомерности предъявляемых к ним требований. 54% респондентов сочли, что проверки больше ориентированы на наказание, чем на профилактику нарушений.


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.