Почему 75% споров заемщиков решаются в пользу банков и МФО - Бухгалтерия.ru

Почему 75% споров заемщиков решаются в пользу банков и МФО

15.08.2022  распечатать

В текущем году число жалоб в отношении банков и МФО выросло, но число отказов в рассмотрении претензий физлиц к ним остается также высоким — более 60 и 90% соответственно, пишут «Известия».

В споре заемщиков с финансовыми организациями 75% решений по-прежнему принимаются в пользу последних. Таковы данные службы финансового уполномоченного, которые есть у издания. В 2022 году число жалоб в отношении банков и МФО выросло, но число отказов в рассмотрении претензий физлиц к ним остается также высоким — более 60 и 90% соответственно. Причины такого положения дел — в низкой финансовой и правовой грамотности населения, указывают в службе финомбудсмена.

Обратите внимание

Россияне в первом полугодии 2022-го направили 6,9 тыс. претензий к банкам, что немногим больше прошлогоднего (+4%), рассказали в пресс-службе финомбудсмена. Там уточнили, что из общего числа обращений более половины были забракованы и только 39,5% приняты к рассмотрению. В результате разбирательств по ним три четверти решений вынесены в пользу кредитных организаций, а 25% — в пользу физлиц. В то же время в отношении МФО поступило 1,2 тыс. жалоб (+40,8%), из которых принято лишь 6,7%. Большинство решений в спорах между заемщиками и микрофинансовыми компаниями также принимается в поддержку последних: 27% против 73% соответственно, следует из статистики.

Наиболее распространенная причина отказа в принятии заявления потребителя заключается в несоблюдении им установленных законом правил: первоначально гражданин должен направить претензию в банк или МФО, а уже после обратиться в службу финансового уполномоченного, объясняют там.

Обратите внимание

Значительное число решений в пользу финорганизаций связано с тем, что большинство споров разрешается в рамках обязательного претензионного порядка, пояснили в службе финомбудсмена. Обычно кредиторы, понимая, что не правы, или опираясь на исход предыдущих разбирательств по аналогичным ситуациям, стараются самостоятельно разрешить конфликт с клиентом еще на стадии обращения к ним, принимая во внимание и финансовую сторону вопроса. Это объясняет рост кейсов, в которых учреждения зачастую правы, подчеркнули в службе.

«Чаще всего заемщики банков не согласны с размером или удержанием комиссий, платы за дополнительные услуги в рамках потребительского кредитования. Также есть жалобы на списания со счета без согласия потребителя, — рассказала «Известиям» руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного Ольга Крайнова. — В отношении МФО претензии касаются оформления займа без ведома физлица».

Обратите внимание

Трансформация экономической ситуации изменила тематику обращений, отметила эксперт. Например, поступили претензии относительно отказов в выдаче инвалюты с банковских вкладов и счетов клиентов, неправильной конвертации при выводе денег в рублях, рассказала Ольга Крайнова. Также выросло число заявлений по вопросам кредитных каникул, которые в основном не подпадают под компетенцию омбудсмена.

Рост обращений к финансовому уполномоченному — положительный фактор, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева: он говорит не об увеличении нарушений со стороны банков и МФО, а скорее о возрастающей осведомленности граждан о своих правах.

По словам Евгении Лазаревой, высокий процент решений в пользу участников рынка выглядит не очень оптимистично, но следует учитывать, что решение финомбудсмена — вторая ступень рассмотрения. Сколько претензий клиентов отпадает на первом этапе, когда человек обращается в свою финансовую организацию, неизвестно. Но фининституты замотивированы решать их самостоятельно, не доводя до омбудсмена, подчеркнула эксперт.

Вместе с тем Евгения Лазарева обратила внимание на корень проблем, отметив: потребители в массе продолжают подписывать договоры, не знакомясь с ними основательно, не зная законов и правил рынка.

По словам вице-президента Ассоциации банков России Алексея Войлукова, институт финомбудсмена снижает нагрузку на судебную систему и помогает гражданам легче и проще отстаивать нарушенные права. По итогам 2021-го в отношении кредитных организаций в службу поступило 14 тыс. претензий, из которых в итоге меньше 500 дошло до судов, что говорит о работоспособности этой системы, констатировал он.

Следите за нашими новостями  Telegram, «ВКонтакте» 

Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...