КС защитил чиновницу Минфина от необоснованного увольнения

11.07.2022  распечатать

Конституционный суд разъяснил, что ч. 1, 3 и 4 ст. 29 и пункт 7 ч. 1 ст. 33 закона «О государственной гражданской службе РФ», которые описывают порядок изменения условий контракта и увольнения госслужащих при несогласии с ним, не позволяют принудительно увольнять госслужащих при фактической ликвидации их должностей. Это следует квалифицировать как сокращение, а не существенное изменение контрактов, объясняется в постановлении КС от 07.07.2022 № 29-П.

История вопроса

В 2008 году женщина заняла пост референта Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина. В 2019-м в составе министерства образовали новый департамент бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты. Ему передали часть функций департамента, в котором работала референт. Женщине также предложили перейти в новую структуру, но она отказалась – новая должность советника отдела бюджетной политики в сфере труда и программ занятости населения была ниже поста референта, который она занимала.

Тогда департамент расторг с ней служебный контракт на основании ее отказа от предложенной должности в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Экс-сотрудница департамента с этим не согласилась и попыталась восстановиться на службе в судебном порядке. Замоскворецкий райсуд и вышестоящие инстанции в этом отказали.

При этом суды установили, что должностные обязанности, соответствовавшие ликвидированной должности референта, перешли к той должности, которую женщине и предложили. Закон «О государственной гражданской службе РФ» не обязывает предлагать госслужащим все вакантные должности при изменении существенных условий служебного контракта. Референт заявляла, что не отказывалась от новой должности письменно, но этот аргумент суды не приняли во внимание.

По мнению заявительницы, соответствующие положения закона нарушают конституционные гарантии запрета принудительного труда, а также уважения человека труда.

Обратите внимание

В Минфине реорганизовали департамент и разделили его на два. Референту первоначальной структуры предложили перейти во вновь созданный департамент на должность советника. Но новая должность была ниже прежней, и госслужащая отказалась. Тогда контракт с ней разорвали в одностороннем порядке. С воем постановлении от 07.07.2022 № 29-П КС указал, что это неправомерно.

Позиция КС

Гражданская служба должна быть стабильной, а потому подразумевает перераспределение кадров внутри единой системы госорганов, полагает Конституционный суд. Это соответствует и содержащимся в Основном законе социальным гарантиям.

В то же время из-за специфики госслужбы свобода сторон служебного контракта при определении его условий. Большая их часть зависит не от воли участников, а от соответствующих нормативных актов, указывает КС. Соответственно, изменение наименования должности допустимо только в случае ее переименования в Реестре должностей федеральной госслужбы и не должно менять ее категорию или группу. При этом круг обязанностей меняться не должен. В противном случае речь идет уже не о переименовании, а о создании новой должности.

Исключение из штатного расписания замещаемой госслужащим должности не может расцениваться в качестве изменения существенных условий служебной деятельности, подчеркнул Конституционный суд. Оно не может служить основанием для одностороннего изменения условий контракта и, соответственно, его разрыва в случае несогласия служащего с этими изменениями. Оспариваемые положения закона о госслужбе не подразумевают такой возможности. При таких изменениях нужно использовать правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей гражданской службы.

КС предписал пересмотреть дело заявительницы с учетом этих разъяснений, передает «ПРАВО.ru».

Следите за нашими новостями  Telegram, «ВКонтакте» 

Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Интересное

Loading...