25.05.2006
Статья 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" устанавливает обязательное применение контрольно-кассовой техники всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом организация или индивидуальный предприниматель в момент оплаты должен выдать покупателю (клиенту) отпечатанный контрольно-кассовой техникой кассовый чек (ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ).
Одной из проблем применения указанных норм является необходимость использования контрольно-кассовой техники в момент получения предварительной оплаты. Причиной спора послужило определение понятия "наличные денежные расчеты". Согласно статье 1 Федерального закона N 54-ФЗ под наличными денежными расчетами понимаются произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Именно совокупность приведенных норм дает основание организациям не применять контрольно-кассовую технику в момент внесения предварительной оплаты за еще непроданные товары, невыполненные работы или неоказанные услуги. Поэтому при осуществлении предварительной оплаты клиенту, как правило, выдается корешок приходного кассового ордера, а после оказания услуги или выполнения работы пробивается кассовый чек.
Но налоговые органы не согласны с таким подходом и настаивают на обязательности применения контрольно-кассовой техники в момент получения оплаты вне зависимости от факта продажи товара, выполнения работ, оказания услуг. И, как следствие, применяют меры административной ответственности к организациями, индивидуальным предпринимателям, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин. Такое нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот МРОТ.
Проблема применения кассовой техники при авансовых платежах обсуждается давно, но до последнего времени так и не находила единообразного урегулирования в судебной практике.
Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 06.09.2004 N Ф09-3649/04-АК указала, что у организации не имелось обязанности по применению контрольно-кассовой машины до полной оплаты клиентом стоимости товара, то есть до исполнения обязательств по договору купли-продажи.
Не поддержала позицию налогового органа и ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 16.11.2004 по делу N А33-13508/04-С6-Ф02-4754/04-С1. Суд, сославшись на Правила оказания услуг общественного питания, утвержденных Правительством РФ от 15.08.1997 N 1036, отметил, что контрольно-кассовый чек либо иной документ строгой отчетности должен выдаваться исполнителем после окончательного расчета за оказанные услуги.
Аналогичную позицию заняла и ФАС Центрального округа в постановлении от 16.03.2004 по делу N А68-АП-329/14-03. Расчеты за предоставленные компьютерным клубом услуги производились через контрольно-кассовую машину с выдачей чека клиенту в момент окончательного расчета — по фактически затраченному времени пользования компьютером. Суд указал: "Факт неприменения контрольно-кассовых машин при получении денежных средств в качестве залога (аванса) не образует состава вмененного заявителю правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, при наличии факта осуществления денежных расчетов за оказанную услугу без применения контрольно-кассовых машин".
Но не все суды поддерживают налогоплательщика в схожей ситуации.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 16.12.2004 N А56-22344/04 пришла к выводу, что ст. 14.5 КоАП РФ обязывает применять ККТ при осуществлении денежных расчетов, но не ставит эту обязанность в зависимость от факта оказания услуги. По смыслу названной нормы и Федерального закона N 54-ФЗ денежные расчеты могут быть произведены как после оказания услуги, так и до этого.
В постановлении от 25.08.2004 N Ф09-3435/04-АК ФАС Уральского округа отметила, что получение денежных средств, в том числе в качестве аванса, предварительной оплаты по договору на выполнение заказа является осуществлением наличных денежных расчетов и в силу требований закона должно производиться с обязательным применением контрольно-кассовой техники. Иное толкование оснований и условий обязательности применения контрольно-кассовой техники статья 2 Федерального закона N 54-ФЗ исключает. Такое же решение вынесла ФАС Уральского округа в постановлении от 28.12.2005 по делу N Ф09-5930/05-С7. Дополнительно суд отметил, что в случае если после внесения предоплаты услуга не оказана, возможен возврат соответствующей суммы из кассы организации.
Наконец, по этому спорному вопросу высказал свою позицию Высший арбитражный суд РФ.
Основанием послужил спор между туристской фирмой и налоговым органом. Туристская фирма при продаже тура в Египет приняла деньги в сумме 5000 рублей и выписала приходный кассовый ордер. Налоговый орган привлек организацию к административной ответственности. При это основанием явилась ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ, согласно которой обязанностью организации является выдача кассового чека в момент оплаты, независимо от оказания услуги (продажи), товара и фактической передачи товара.
Все судебные инстанции поддержали турфирму, признав, что в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения и ответственность к ней применена незаконно. ФАС Московского округа в постановлении от 25.07.2005 N КА-А40/6643-5 отклонила ссылку налогового органа на ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ как неосновательную и указал, что закон связывает обязанность по применению ККТ и выдаче чека с фактом получения денег в оплату проданного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Получение предоплаты не влекло за собой передачи туристической путевки и не требовало применения ККТ.
ВАС РФ не согласился с выводами судебных инстанций и признал их необоснованными.
По мнению ВАС РФ, Федеральный закон N 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления покупателю. Исходя из смысла ст. 14.5 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники наступает с момента оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами или расчета с использованием платежных карт. Такое решение принял Президиум ВАС РФ в постановлении от 21.03.2006 N 13854/05.
Законопроект о предоставлении информации Росфинмониторингу о движении средств по счетам чиновников Госдума подготовит до конца 2006 года. Об этом сообщил заместитель председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. Парламентарии и чиновники явно не торопятся выполнить требование ратифицированной РФ в феврале 2006 года Конвенции ООН против коррупции, которая требует от государств-участников контролировать счета, которые были открыты госчиновниками, главами госкомпаний, членами их семей и их партнеров.
А.Аксаков заявил о подготовке соответствующего законопроекта вчера на ежегодной конференции Ассоциации российских банков, посвященной "отмыванию грязных денег". Депутат уточнил, что речь идет прежде всего о чиновниках высоких рангов, в том числе министрах и депутатах. Данная информация, по словам господина Аксакова, будет предоставляться в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Кроме того, информацию о движении средств по счетам в российских и зарубежных банках должны будут предоставлять члены семей этих чиновников, а также другие близкие родственники и деловые партнеры. Анатолий Аксаков пояснил, что создание системы мониторинга требуется по правилам ассоциации ФАТФ, с которой Россия сотрудничает.
Угрозы, таящиеся в разработке Росфинмониторингом новой системы контроля над счетами крупных чиновников, минимальны. В первую очередь правила ФАТФ оставляют лазейки для контроля счетов, открытых ранее принятия соответствующего национального закона, жесткие требования предъявляются лишь ко всем вновь открытым счетам. К тому же за все время своего существования Росфинмониторинг, уже осуществляющий контроль за операциями граждан, не стал причиной ни громких политических скандалов, ни утечек информации о крупных сделках. И наконец, ФАТФ особо уточняет, что речь не должна идти о контроле над счетами мелких и средних чиновников – речь идет лишь о жестком контроле за счетами лиц, "являющихся или являвшихся политическими фигурами, облеченными выдающимися публичными полномочиями".
Отметим, что ФАТФ относит к ним и глав крупных госкомпаний – российское законодательство не считает их госчиновниками, и с точки зрения действующего закона они остаются обычными физическими лицами. Новый закон должен включать в систему контроля в том числе руководство "Газпрома", "Роснефти", "Транснефти" и других компаний.
Правительство РФ еще до летних каникул внесет в Госдуму законопроект о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от выработанности месторождений. Об этом сообщил замглавы МЭРТ РФ Андрей Шаронов, выступая на совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. Он отметил, что дифференциация НДПИ будет способствовать тому, чтобы инвесторам было выгодно идти на удаленные территории.
А.Шаронов сообщил, что МЭРТ готовит также поправки в Налоговый кодекс, связанные с установлением налоговых каникул при разработке месторождений.
Среди других приоритетных законопроектов он назвал Лесной кодекс и закон о введении в действие Лесного кодекса, который, как ожидается, будет рассмотрен Госдумой во втором чтении в июле 2006г. Не менее важны, по словам А.Шаронова, изменения в законодательные акты, касающиеся приватизации и кадастрового учета земельных участков.
Замглавы МЭРТ сообщил, что из 64 законопроектов, которые сейчас разрабатываются, 40 будут внесены в Госдуму до конца 2006г. В частности, по его словам, законопроект об уголовной ответственности за коррупцию; проект закона об административных регламентах; изменения в Уголовный и Административный кодексы, касающиеся интеллектуальной собственности и авторского права; законопроект о порядке финансирования выплат накопительной части трудовых пенсий; проект закон о землеустройстве и поправки в закон "Об особых экономических зонах", предусматривающие создание ОЭЗ портового типа.
На ежегодной антиотмывочной конференции Ассоциации российских банков (АРБ) банкиры предложили ограничить выдачу со счетов клиентов наличными сумм, превышающих 600 тыс. руб., а также предоставить банкам право отказываться от работы с "сомнительными" клиентами.
АРБ, не надеясь на госорганы, сама готовит поправки в законодательство, поскольку банки страдают от борьбы государства с отмыванием в первую очередь.
По мнению чиновников, выступивших на конференции АРБ, процесс борьбы государства с "отмыванием грязных денег" идет все успешнее. В 2005 году лицензий ЦБ (прежде всего за грубые нарушения антиотмывочного закона) лишились 14 банков, за неполные пять месяцев этого года – еще 16. Штрафы за менее значимые нарушения (в прошлом году были выписаны 253 банкам – то есть пятой части всех российских кредитных организаций. В отношении руководителей банков, подозреваемых в отмывании 130 млрд руб., возбуждено 22 уголовных дела.
Назвав эту статистику "тревожной", вице-президент Внешторгбанка Александр Галкин отметил, что "Центробанк борется с банками, а банки – с обналичиванием". По его словам, особенность этого процесса в том, что чиновники не предоставили банкам никаких "правовых инструментов" для противодействия сомнительным сделкам.
"Банки не могут ни отказать в обналичивании, ни хотя бы умерить аппетиты клиента. Нельзя также отказать в открытии счета или в одностороннем порядке расторгнуть договор о его ведении", – напомнил Александр Галкин. В результате сейчас банки соревнуются друг с другом в повышении тарифов на обналичивание и открытие счетов. "От этого страдают нормальные клиенты, прежде всего средний и малый бизнес”, – отметил Александр Галкин.
Представленный вчера участникам конференции специальный меморандум АРБ о противодействии использованию банков для вывода денег в теневую экономику рекомендует предлагать сомнительным клиентам добровольно закрывать счета, а также принимать меры для достоверной идентификации и "установления истинных целей" каждого обратившегося в банк.
ЦБ и парламентариям АРБ предлагает ввести в законодательство ограничения на снятие крупных сумм наличными – к примеру, обязать каждое юридическое лицо, желающее снять со счета более 600 тыс. руб. (без учета зарплаты), предоставлять банку первичные документы, обосновывающие свой запрос.
Плюс дать банкирам право выбирать клиентов, отказывая в обслуживании не понравившимся. "Клиент может вызывать у банка какие угодно подозрения, но отказать ему в открытии счета нельзя, поскольку все документы предоставлены им лично и в надлежащие сроки. При этом в дальнейшем все вопросы госорганов относительно клиентов и их операций будут адресованы самому банку", – аргументировал эту потребность президент Европейского трастового банка Андрей Крысин.
Готовы у банкиров и другие поправки в антиотмывочный закон. В частности, пороговую сумму операции, подлежащей обязательному контролю, АРБ предлагает повысить с нынешних 600 тыс. руб. до 1 млн руб.
Кроме того, по словам исполнительного вице-президента АРБ Андрея Емелина, в дальнейшем банкиры, возможно, предложат чиновникам вовсе отказаться от обязательного контроля за сделками. Вместо этого АРБ в перспективе намерена предложить госорганам сосредоточиться на изучении информации об операциях, которые сами банки считают подозрительными.
Сроки вступления в силу новых правил лицензирования алкогольной продукции могут сдвинуться еще дальше. В понедельник на заседании бюджетно-финансового комитета городского парламента депутаты одобрили поправки к третьему чтению законопроекта об обороте алкогольной продукции в Петербурге.
Депутаты предлагают отсрочить приведение уставного капитала организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в соответствии с требованием закона — до 1 октября 2006 года, а сроки переоформления действующих лицензий на розничную продажу алкогольной продукции — до 1 апреля 2007 года.
Принятие этого законопроекта должно было состояться еще на прошлой неделе. Однако из-за многочисленного недовольства представителей алкогольного бизнеса, связанного с нововведениями, депутаты решили смягчить требования и отсрочить процедуры переоформления лицензий на ведение этого бизнеса. После принятия закона получить лицензию на ведение этого бизнеса смогут организации, уставной капитал которых будет не менее 500 тысяч рублей. При этом стоимость самой лицензии составит 100 тысяч. Кроме этого, в законопроект планируется внести положения, запрещающие торговлю алкоголем в ночное время суток.
За последние месяцы в городе разгорелся настоящий скандал, связанный с принятием новых норм для торговли алкоголем, а представители Ассоциации малого и среднего бизнеса Петербурга уже начали устраивать протестные акции.
24.05.2006
С 1 января 2006 года налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость по новым правилам. Но четыре с половиной месяца у налогоплательщиков отсутствовал документ, определяющий порядок учета полученных и выставленных счетов-фактур, ведения книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, приведенный в соответствие с требованиями главы 21 НК РФ. Поэтому организации, индивидуальные предприниматели вынуждены были руководствоваться Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в части, не противоречащей нормам главы 21 НК РФ.
И, наконец, в этот документ
постановлением Правительства РФ от 11.05.2006 N 283 внесены необходимые изменения, а также дополнения. Данный документ не содержит сроков его вступления, а, следовательно, он вступает по истечении семи дней после дня его официального опубликования.
Передача имущественных прав с 2002 года включена в перечень объектов налогообложения НДС, но до настоящего времени в правилах, да и в форме счета-фактуры отсутствовало их упоминание. Данный пробел восполнен: определен порядок учета счетов-фактур, книг покупок и продаж покупателями и продавцами не только товаров, выполненных работ, оказанных услуг, но и имущественных прав.
До внесения последних изменений пункт 3 Правил определял порядок хранения счетов-фактур при реализации товаров налогоплательщиками, осуществляющими посредническую деятельность. Теперь положения этого пункта распространяются и в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав.
Дополнены правила положениями, определяющими особенности ведения журнала учета полученных счетов-фактур и книги покупок налогоплательщиками при ввозе белорусских товаров. Согласно пункту 5 правил при ввозе на территорию РФ с территории Республики Беларусь товаров у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур хранятся заявления о ввозе товаров и уплате НДС с отметкой налоговых органов (или их копии) и копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату налога. Реквизиты указанных документов регистрируются в книге покупок (п. 10 правил).
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ при передаче имущества, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов подлежат вычету суммы НДС, ранее принятые к вычету (по основным средствам и нематериальным активам — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки). Указанные операции не являются объектом налогообложения НДС. Следовательно, при передаче налогоплательщик не составляет счет-фактуру, являющуюся, как правило, основанием принятия НДС к вычету. Однако принимающая сторона вправе принять к вычету сумму восстановленного налога, указанную в документах на их передачу. Каким образом отразить такую операцию в книге покупок? Данный вопрос урегулирован в новой редакции правил. Согласно пункту 5 правил у принимающей организации в журнале учета полученных счетов-фактур хранятся документы, которыми оформляется передача имущества, имущественных прав и в которых указаны сумма восстановленного налога или их нотариально заверенные копии. Указанные документы подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты. Напомним, что в соответствии с п. 8 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся после принятия на учет имущества и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).
С 1 января 2006 года в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик предъявляет НДС к вычету, за исключением специальных случаев, без учета оплаты поставщику (при соблюдении иных установленных условий). Поэтому изменена редакция пункта 8 правил: счета-фактуры, полученные от продавцов, регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном в статье 172 НК РФ. В правилах не оговорен специальный порядок регистрации счетов-фактур в отношении переходного периода. Однако сделана оговорка, что счета-фактуры подлежат регистрации с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Аналогичные ссылки на пункт 3 Федерального закона N 119-ФЗ сделаны в пункте 12 правил, которым определены особенности регистрации счетов-фактур организациями, осуществляющими капитальное строительство подрядным или хозяйственным способом.
Пункт 8 правил дополнен порядком регистрации счетов-фактур в книге покупок при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг, используемых как в операциях облагаемых, так и не облагаемых, а также в операциях, облагаемых по различным налоговым ставкам. В этом случае в книге покупок регистрируется счет-фактура в сумме, на которую налогоплательщик имеет право на вычет. При этом сумма НДС определяется с учетом положений пункта 10 статьи 165 НК РФ и пункта 4 статьи 170 НК РФ. Именно так на практике, как правило, и поступали налогоплательщики.
По-прежнему в правилах присутствует пункт 9, регламентирующий особенности регистрации счетов-фактур в книгу покупок при частичной оплате приобретенных товаров (работ, услуг). Положения данного пункта применяются в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), по которым налоговые вычеты производятся при подтверждении уплаты НДС. Например, в качестве обязательного сохранено условие оплаты при применении налогового вычета по товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, при уплате НДС налоговыми агентами, по расходам на командировки и т.д.
С учетом внесенных поправок в пункте 14 правил закреплено право налогоплательщика регистрировать "счета-фактуры, заполненные частично с помощью компьютера, частично от руки". Аналогичные разъяснения ранее давал Минфин России в своих письмах (например, письмо от 08.12.2004 N 03-04-11/217).
Изменены и отдельные положения Правил в части формирования книг продаж. В частности, утверждена новая редакция пункта 16 правил, определяющего порядок регистрации счетов-фактур в книге продаж.
Напомним, что в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. В пункте 16 правил указано, что в книге продаж регистрируются выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. При этом приведен перечень возможных случаев. В частности, в нем наряду с операциями реализации поименованы получение оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок; получение средств, увеличивающих налоговую базу; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
С 1 января 2006 года налогоплательщики НДС утратили право выбора момента определения налоговой базы. Однако в правилах сохранен пункт 20, регламентирующий особенности регистрации счетов-фактур в книге продаж, продавцами, применяющими учетную политику "по оплате". Это связано с тем, что в отношении налогоплательщиков, определявших до 1 января 2006 года момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, установлен двухгодичный переходный период, в течение которого сохраняются прежние условия. Таким образом, указанный пункт будет применяться до1 января 2008 года.
С этого года в пункте 3 статьи 170 НК РФ и пункте 6 статьи 171 НК РФ определены условия и порядок восстановления НДС, ранее принятого к вычету. В связи с этим при восстановлении НДС налогоплательщик в книге продаж регистрирует счет-фактуру, на основании которой ранее НДС принят к вычету, на сумму восстановленного налога. При восстановлении НДС по объектам недвижимости в книге продаж ежегодно, начиная с 2006 года, в декабре указывается сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в федеральный бюджет за текущий календарный год.
Одной их обязанностей налогоплательщика является обеспечение сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. Это значит, что счета-фактуры, на основании которых были произведены налоговые вычеты в 2001 году и ранее, вполне могут отсутствовать у налогоплательщика. Как быть в этом случае при восстановлении НДС? К сожалению, этот вопрос остался неурегулированным в правилах.
Принципиальным нововведением правил является установление обязанности оформления налогоплательщиками дополнительных листов книг покупок и продаж, а также утверждение их форм.
Такие дополнительные листы оформляются при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж и являются их неотъемлемой частью. По аналогии с книгами покупок и продаж допускается их ведение в электронном виде. Но затем дополнительные листы распечатываются, прикладываются соответственно к книге покупок или книге продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, пронумеровываются с продолжением сквозной нумерации страниц книги покупок или книги продаж за указанный налоговый период, прошнуровываются и скрепляются печатью.
Каков же порядок заполнения дополнительных листов?
В случае необходимости внесения изменений в книгу покупок в дополнительном листе производится запись об аннулировании счета-фактуры. Причем такая запись осуществляется в дополнительном листе за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него изменений (п. 7 правил). Итоговые данные дополнительного листа (показатели по строке "Всего") используются для внесения изменений в налоговую декларацию по НДС при обнаружении ошибок, искажений, допущенных в истекшем налоговом периоде.
Аналогичный алгоритм внесения изменений в книгу продаж предусмотрен в п. 16 правил.
Введение дополнительных листов существенно упрощает проведение налогового контроля налоговыми органами, но вменяет новую обязанность налогоплательщикам.
Фирма может подать заявление о возврате переплаты по налогу вместе с налоговой декларацией. Правда, свои деньги она получит отнюдь не через месяц. Такой неутешительный вывод следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 апреля 2006 г. № А56-17046/2005. Судьи решили, что прежде чем вернуть средства из бюджета, налоговикам необходимо установить сам факт наличия переплаты. Иными словами, они должны провести камеральную проверку, на которую Налоговым кодексом отведено три месяца. По мнению судей, только с момента окончания этой ревизии и нужно исчислять срок возврата излишне уплаченного налога.
Если фирме простили долг, не стоит спешить и тут же уплачивать налог на прибыль с безвозмездных поступлений. Для начала стоит разобраться, от кого были получены деньги. Если доля кредитора в уставном капитале составляет более 50 процентов, то поступления от него не облагаются налогом на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК). Аналогичная ситуация, если заемщику принадлежит более половины уставного капитала кредитора. Об этом сообщил Минфин в письме от 7 апреля 2006 г. № 03-03-02/79.
Федеральная налоговая служба (ФНС) продолжает тотальное наступление на предпринимателей, которые, по мнению налоговиков, используют специальные налоговые режимы исключительно с целью минимизации налоговых платежей. Вслед за предложением лишить продавцов топлива права на применение упрощенной системы налогообложения ФНС заявила о необходимости запретить «упрощенку» для организаций, созданных на базе ликвидированных или реорганизованных обществ.
Кроме того, налоговики намерены ликвидировать схему, при которой часть сотрудников компании оформляются на работу в дочернее предприятие, работающее на упрощенном режиме налогообложения. Это дает головной компании возможность неплохо сэкономить на фонде заработной платы, так как «упрощенка» подразумевает отмену уплаты единого социального налога (ЕСН).
С введением в 2003 году специальных режимов налогообложения малого бизнеса — упрощенной системы (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД) — бизнес стал делиться на более мелкие компании, чтобы уменьшить свои налоговые отчисления, сообщил источник в ФНС.
Предприниматели придумали немало схем экономии на налогах с помощью спецрежимов, заявляет представитель ФНС. К примеру, бизнесмены создают на производственных мощностях ликвидируемой компании новые фирмы, которые переводят на «упрощенку», рассказал источник в налоговой службе. Нередко транспортные компании «дробятся», чтобы иметь возможность перейти на уплату ЕНВД.
В прошлом году с подачи Минфина уже были приняты предложения, согласно которым использовать ЕНВД могут только индивидуальные предприниматели, которые имеют на балансе не более 20 автомобилей.
С помощью дочерних компаний, которые работают на УСН, предприниматели экономят на отчислениях по единому социальному налогу (ЕСН).
Как известно, ЕСН с организации, использующей УСН, не взимается. Поэтому часть работников из одной компании могут устроиться в дочернюю компанию, которая рассчитывается с бюджетом по УСН и оказывает услуги головной компании, рассказывает чиновник.
У ФНС пока нет законных оснований для привлечения к ответственности компании, использующей такие схемы, признают в ФНС. Именно поэтому налоговики предлагают разработать поправки в законодательство, которые сделают невозможным деление средних и крупных компаний. Одно из предложений — запретить применять „упрощенку” организациям, созданным на базе ликвидированных или реорганизованных обществ, рассказал представитель ФНС.
Однако юристы предложение ФНС называют трудно реализуемым на практике. «Ничего не изменится — просто бизнесмены будут создавать новые фирмы не на базе старых, а, скажем так, с нуля. И естественно переводить их на УСН»,— говорит руководитель юридической практики «Консалтинговые услуги» Александр Костин.
«Фирмы все равно будут дробиться на более мелкие, поскольку это выгодно: таким образом можно уменьшить издержки»,— добавляет директор налогового департамента ЗАО «Правовые консультации» Дмитрий Костальгин.
Впрочем, в запасе у ФНС есть еще одна идея, как перекрыть крупным компаниям доступ к спецрежимам. Сделать это можно, «уравняв» по налоговой нагрузке специальные режимы с общим. «А кому тогда будут нужны спецрежимы? УСН и вмененный налог вводились именно для того, чтобы ослабить налоговую нагрузку на бизнес»,— удивляется Дмитрий Костальгин.
«Смысла в переходе на УСН или ЕНВД просто не будет»,— соглашается Костин. «В этом случае пострадают прежде всего небольшие добросовестные предприниматели. А крупный бизнес изобретет новые схемы,— соглашается с коллегами исполнительный директор „МЦФЭР-консалтинга” Станислав Джаарбеков.— Думаю, что, запретив переход на „упрощенку” организациям, созданным на базе ликвидированных и реорганизованных обществ, государство решит лишь временные тактические задачи».
Для решения этой проблемы было бы лучше внести в Налоговый кодекс поправки, устанавливающие границы налоговой оптимизации, продолжает эксперт. «Тогда проще будет работать и налогоплательщикам, и налоговой инспекции, и судам»,— подводит итог Станислав Джаарбеков.
С начисленных взносов на негосударственное пенсионное страхование своих работников фирмам придется заплатить ЕСН и обязательные пенсионные взносы. К такому неутешительному выводу пришел Минфин в письме от 27 апреля 2006 г. № 03-05-02-04/50. Финансисты отметили, что единым социальным налогом (так же как и пенсионными взносами) облагаются любые вознаграждения сотрудников независимо от их формы (п. 1 ст. 237 НК, п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Немногочисленные исключения из этого правила перечислены в статье 238 Налогового кодекса, где ничего не сказано о негосударственном пенсионном страховании.
Министерство финансов РФ приказом от 18 мая N151 возобновило действие лицензий 23-м организациям на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензии были приостановлены приказом Минфина РФ от 16 февраля 2006 г N78. Теперь их действие восстановлено в связи с устранением компаниями нарушений законодательства, послуживших основаниями для приостановления действия лицензий.
Минфин РФ возобновил действие лицензий на осуществление аудиторской деятельности следующим организациям: ООО "Аудиторская фирма "Ваш партнер" (Красноярск), ЗАО "Юникон" (Саратов), ООО "Дивон" (Новосибирск), ООО Аудиторская фирма "Аудит-консалтинг" (Москва), ООО "РЕСТА-Аудит" (Москва), ЗАО Аудиторская фирма "Центр-Аудит" (Самара), ЗАО "Бизнес Консалтинг" (Пенза), ООО Межрегиональная финансовая компания "Арбитраж-Аудит" (Тюмень), ЗАО "Финансово-правовое агентство "Лигал Аудит" (Томск), ООО "Аудит-Комплекс" (Екатеринбург), ЗАО "Родичев Консалтинг" (Москва), ООО Аудиторская фирма "Югаудит" (Ставропольский край, Кисловодск), ООО "Аудит+Баланс" (Архангельск), ООО "Овионт Аудит" (Москва), ООО "ПТЛ-Морисон" (Москва), ЗАО "Грант-Профи-Аудит" (Москва), ЗАО "Акцепт" (Москва), ЗАО Фирма "Аудит-практик" (Челябинск), ООО "Грейн-Аудит" (Алтайский край, Барнаул), ООО "Первая аудиторская контора" (Республика Калмыкия, Элиста), ООО "Аудиторский центр" (Москва), ООО "АФ Консаудит" (Москва), ООО "Аудит-НСИН" (Тюменская обл, Ханты-Мансийский автономный округ, Сургут).
Не стоит удивляться, если через какое-то время после покупки акции или другого имущества вас обвинят в пособничестве криминальным элементам, привлекут к административной ответственности, а имущество отберут. Произойти это может в случае, если компетентные органы установят, что ранее оно было незаконно отчуждено у прежнего владельца черными рейдерами. Такие изменения в законодательство предлагает внести председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Сегодня, пояснил Плескачевский, действует общерыночная парадигма защиты так называемого добросовестного приобретателя. Сама по себе она достаточно цивилизованна, но в России фактически превратилась в поощрение скупки краденного. «Ведь даже если доказано, что имущество (акции) фактически украдено, его бывший владелец получает лишь материальную компенсацию, а сами имущество остается у того, кто купил его у рейдеров. Мы же предлагаем, чтобы собственность, отчужденная преступным путем, а потом перепроданная третьему лицу, возвращалась законному владельцу», – подчеркнул он. Что касается убытков, то их, по мнению Плескачевского, неосмотрительному покупателю должен возместить рейдер. Председатель комитета надеется, что соответствующие поправки депутаты смогут обсудить в конце текущего года.
С Плескачевским согласен и советник председателя Конституционного Cуда Владимир Овчинский. «Прежде чем что-то купить, все западные компании проводят глубокое исследованеие тех активов, которые они приобретают. Если возникает хоть малейшее сомнение в их чистоте – от сделки отказываются. Наши же сограждане скупают все. Поэтому вполне справедливо, если у приобретателя останется лишь одна индульгенция – непривлечение к уголовной ответственности. А по части всего остального – проверяй: есть сомнения – не покупай, купил – отвечай», – заявил он, отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации».
Возможно, банки смогут требовать удостоверяющие личность документы только с тех граждан и предпринимателей, которые совершают валютные операции на сумму, превышающую в рублевом эквиваленте пятнадцать тысяч рублей. Такую поправку в законодательство о противодействии легализации преступных доходов уже в следующем месяце намерены внести депутаты Госдумы. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщил накануне зампред банковского комитета Анатолий Аксаков. Однако, по его личному мнению, эта сумма явно занижена. «Росфинмониторинг просто не в состоянии будет проконтролировать выполнение этого закона ввиду огромного объема совершаемых банками мелких обменных операций, – отметил он. – На мой взгляд, для идентификации физических и юридических лиц разумно установить минимальный предел в три тысячи долларов. Напомню, что это та сумма, которую гражданин может вывозить за рубеж без декларирования».
Фирмам, которые сдают отчетность через интернет, главное – успеть отправить файл до 24 часов последнего отведенного дня. Получив подтверждение от оператора связи, заверенное его цифровой подписью, компания может забыть о возможном штрафе за опоздание с декларацией. Такой вывод следует из письма Минфина от 24 апреля 2006 г. № 03-02-07/1-106. Финансисты отметили, что днем представления отчета считается день его отправления (п. 6.10 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705). Впрочем, еще нужно получить квитанцию о приеме из инспекции. Если документ где-то потерялся, то компании это грозит лишь дополнительными хлопотами: нужно сообщить об этом инспекции и, если понадобится, отправить декларацию еще раз.
Фирмам, применяющим УСН, теперь станет проще определять расходы на приобретение товаров, учитываемые при расчете единого налога. Минфин в письме от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/2/94 разработал необходимые для расчета формулы.
Фирме потребуются следующие показатели (за вычетом НДС):
1) Оп — стоимость оплаченных товаров, которые находились на складе на начало месяца (по данным инвентаризации);
2) Ом - суммы, перечисленные поставщикам за товары в течение месяца (определяется по расчетно-платежным документам);
3) Ср - стоимость товаров, реализованных в течение месяца (определяется, например, по кассовым чекам);
4) Ок — остаток товаров на складе на конец месяца (по данным инвентаризации).
Расходы на товары, учитываемые при расчете налога, определяются по такой формуле:
Р = (Ом + Оп) x Ср : (Ср + Ок).
А сумму НДС, относимую на расходы, можно определить расчетным путем по формуле:
НДС = Р x 18%.
Однако финансисты почему-то не учли, что часть товаров облагается НДС по ставке 10%.
Обязательный переход на «пластик», о котором последнее время не говорил разве что ленивый, скорее всего получит довольно приятное сопровождение в виде налоговых льгот. Фирмы, которые по решению местных властей вынуждены будут принимать к расчету за товары и услуги не только наличные деньги, но и пластиковые банковские карты, смогут значительно сэкономить на налоге на прибыль и налоге на имущество. Такой новостью накануне поделился заместитель председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. По его словам, банки с самого начала отнеслись к идее обязательного приема пластиковых карт в магазинах и на предприятиях сферы услуг положительно, а вот представители торгового сектора восприняли ее в штыки. «Предоставление налоговых льгот должно убедить предпринимателей в выгодности установления оборудования для безналичного расчета с покупателями, – заявил Аксаков. – К тому же снижение налогового бремени позволит им не поднимать цены на товары и услуги».
Как сообщил член Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Сергей Назаров, в текущем году в Санкт-Петербурге было ликвидировано около 630 остановочных павильонов. Более 1000 павильонов будет ликвидировано в 2007 году. «Количество павильонов сокращается стремительно, но самое неприятное, что ликвидация начинает носить нецивилизованные, насильственные формы», — отметил он. На сегодняшний день несколько предпринимателей пытаются возбудить уголовные дела. Как считает С.Назаров, причина таких насильственных методов – в отсутствии единых правил ликвидации остановочных павильонов и четко разработанной программы предоставления предпринимателям альтернативных мест работы.
По распоряжению губернатора города каждому предпринимателю, чей павильон был демонтирован, администрация района должна предоставить альтернативное место для организации торговли. На деле же места по-прежнему либо не предоставляются вовсе, либо выделяются в отдаленных от покупателей местах.
Суд Европейского союза принял решение, согласно которому компании не должны отвечать за недобросовестность контрагентов. Суд в Люксембурге рассмотрел жалобу английских компаний, которым отказали в вычете НДС. Компании проводили стандартные операции, не совершали подозрительных действий, но один из поставщиков не перечислил налог в бюджет. Таким образом, налогоплательщики оказались вовлечены в мошенническую схему.
Английский суд отказал в возмещении НДС. По мнению судей, если хотя бы один из контрагентов оказался недобросовестным, вся цепочка поставок "рассыпается" и отказ в возврате налога правомерен.
Однако судьи Европейского суда решили, что каждая операция должна рассматриваться по существу и предшествующие и последующие события не смогут влиять на характер сделки. Есть два случая, когда можно отказать в возврате налога: если доказано, что она участвовала в мошенничестве, либо если налогоплательщик не проявил должной осмотрительности. То есть мог получить информацию о недобросовестности без специальных усилий.
Махинации с НДС, направленные на необоснованное возмещение налога из бюджета, популярны как в России, так и в Европе. Страны ЕС теряют из-за этого ежегодно 80-100 миллиардов евро. Напомним, что экспортеры имеют право на возмещение НДС в полном объеме с целью избежать двойного налогообложения. Именно поэтому махинации с налогом получили такое широкое распространение.
От российских налогоплательщиков ФНС требует проверять добросовестность не только непосредственных поставщиков, но и расследовать налоговое поведение всех участников цепочки поставок. Более того, рекомендовано автоматически отказывать компаниям в возмещении налога, если хотя бы один из поставщиков не рассчитался с бюджетом. Так что европейским налогоплательщикам россиянам остается только завидовать.
Оксана Белевич, партнер консалтинговой компании "Русский инвестиционный клуб", считает, что основная проблема российских плательщиков НДС связана с тем, что налоговые органы перекладывают слишком большую ответственность на налогоплательщиков. Речь идет не только о проверке хорошего или плохого статуса контрагентов, но и о вопросах администрирования этого налога.
В этом решении суда Европейского союза основной акцент сделан на применимости принципа злоупотребления правом по отношению к НДС. В российской практике злоупотребление правом — это тоже часто обсуждаемый вопрос. Он дискутируется в связи с понятием добросовестности и недобросовестности налогоплательщика как одного из критериев квалификаций действий налогоплательщика, как уклонение от налогообложения.
В данном решении приведены некоторые критерии злоупотребления правом, и это не совсем то, что под этим принято понимать у нас. Речь идет об одном наиболее важном критерии. Это некая деловая цель или экономический интерес, то есть для установления факта злоупотребления правом необходимо доказать, что целью действий налогоплательщика было только получение налоговых выгод.
В Европе стать плательщиком НДС не так просто. Существуют определенные критерии, которым налогоплательщик должен удовлетворять. И в принципе нужно доказать, что у тебя есть основания получить статус плательщика НДС. Эта ситуация в корне отличается от той, что сложилась в нашей стране на сегодняшний день.
Когда мы говорим о должной осмотрительности при выборе контрагента, то в большинстве европейских стран есть совершенные базы данных, когда посредством Интернета можно получить исчерпывающую информацию о потенциальном контрагенте. Для того чтобы в России собрать подобную информацию, нужно обежать не одно ведомство.
Напрямую решение суда ЕС никак не отразится на российских компаниях. Единственно: возможно, через какое-то время эта практика найдет применение и в российских судах.
Стоимость шенгенской визы для россиян после подписания соглашения об упрощении визового режима с ЕС сохранится на уровне 35 евро. Об этом заявил 22 мая постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.
Россию не коснется решение ЕС о повышении стоимости европейских виз с 35 до 60 евро.
В.Чижов сообщил, что соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии будут подписаны в ходе саммита Россия-ЕС, который состоится в Сочи 25 мая. Соглашение об упрощении визового режима предусматривает, в частности, облегчение процедуры выдачи виз для целого ряда категорий граждан, включая студентов, госслужащих, работников культуры.
В.Чижов подчеркнул, что оба соглашения должны быть ратифицированы Европарламентом и Федеральным собранием РФ, и выразил надежду, что они вступят в силу до конца 2006 г.
К настоящему времени в Москве закрыто более 64% игорных заведений от общего числа выявленных, сообщил сегодня заместитель мэра в правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе.
По его словам, "из почти 2700 объектов, выявленных по итогам инвентаризации, проведенной в январе 2006 года, на сегодняшний день закрыто более 64%. На объектах потребительского рынка этот показатель еще выше — более 84%".
"Эта работа будет продолжена. Сейчас уже практически невозможно увидеть на улице игровые автоматы типа "столбики" и "ромашки". Из магазинов и торговых залов удалено подавляющее большинство "одноруких бандитов" и других примитивных аппаратов. В этой части обещание, данное мэром и правительством столицы, выполнено", — сказал И.Орджоникидзе.
Он отметил, что в настоящее время комиссия по игорному бизнесу разделила все предприятия, имеющие игровые автоматы, на три категории. К первой отнесены заведения, полностью соответствующие всем требованиям закона, в дальнейшем они смогут продолжать свою работу.
Ко второй группе отнесены предприятия, которые практически соответствуют требованиям законодательства, но имеют некоторые недостатки в вопросах оформления документов на право собственности или технического характера. "Деятельность подобных предприятий может быть продолжена сразу после окончания оформления документов или устранения недостатков", — пояснил И.Орджоникидзе.
К третьей группе он отнес предприятия, не соответствующие закону, которые подлежат закрытию.
И.Орджоникидзе рассказал и о проблемах, которые к настоящему времени пока не удалось решить полностью. В частности, на территории столичного метрополитена, а также в 25-метровой зоне от входа на станции метро, еще осталось несколько работающих объектов игорного бизнеса. Руководство Московской и Октябрьской железных дорог до сих пор не убрало залы игровых автоматов с вокзалов, остановочных платформ и зон отчуждений.
"Также в городе отмечены три случая открытия новых предприятий. Сейчас закон не запрещает этого, но только при наличии безадресной лицензии и помещения в личной собственности, соответствующего всем требованиям московского законодательства", — пояснил И.Орджоникидзе.
Между тем недовольство столичных властей вызывают факты незаконных попыток некоторых магазинов вновь поставить игровые автоматы. "Отдельные владельцы магазинов пытаются проверить правительство Москвы на выдержку. В этих магазинах отмечаются случаи кратковременного появления игровых автоматов типа "столбик". Испытания такого рода могут иметь не лучшие последствия для собственника", — отметил И.Орджоникидзе.
Он назвал "не соответствующими закону" попытки некоторых бизнесменов выдать переоборудованные автобусы за игорные ведения. Транспортное средство нельзя считать стабильным адресом, привязанным к конкретному месту, который может быть известен органам налоговой службы. "Думаю, что и у ГИБДД может быть немало вопросов к соответствию техническим требованиям, предъявляемым пассажирским автобусам, подобных передвижных игорных заведения", — сказал И.Орджоникидзе, добавив, что "комиссия по игорному бизнесу будет жестко пресекать подобные попытки".