19.06.2006
15 июня на заседании правительства министры утвердили доклад, содержащий оценки их деятельности и задачи на перспективу. По замыслу премьера Михаила Фрадкова через два-три года этот доклад станет основой для верстки бюджета и вынудит Министерство финансов расстаться с ролью единоличного распорядителя доходов казны.
То, что до 2008 года использовать доклад не удастся, признают даже разработчики из Минэкономразвития.
"Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности правительства на 2006-2008 годы" Минэкономразвития подготовило для того, чтобы показать правительству, как далеко продвинулись министерства на пути перехода на финансирование по результату. Вот уже два года все ведомства должны не просто "осваивать смету", но и декларировать цели своего существования и регулярно отчитываться об их выполнении. Кроме этой задачи у доклада МЭРТа была еще одна, неявная – отодвинуть Минфин от процесса бюджетного планирования. Глава Минэкономразвития Герман Греф и горячо поддерживающий его в этом Михаил Фрадков хотят, чтобы бюджет верстался не по трехлетнему финансовому плану Минфина, а на основе задач, поставленных правительством в сводном докладе.
Как и ожидалось, глава Минфина Алексей Кудрин оспорил практически все основные положения доклада. Главная мысль министра: доклад сырой и в качестве инструмента бюджетного планирования использован быть не может. Глава Минфина считает, что, поскольку на 2006-2008 годы финплан уже утвержден, подготовленный МЭРТом доклад не нужен. "Есть серьезные сомнения в том, что его удастся применить и в дальнейшем",– заявил министр.
Главная ошибка авторов доклада, по мнению господина Кудрина, в том, что они взялись оценить не качество расходов министерств, а всю их работу, при этом четких методов такой оценки нет. "Нельзя планировать реформы, не оценив их по деньгам. Это крупная методологическая ошибка",– сказал Алексей Кудрин.
Один из авторов доклада, замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов признал, что использованная система показателей условна и документ сыроват для немедленного применения. "Однако идти по этому пути надо. Мы не согласны с тем, что для разработанного нами инструмента в системе документов правительства нет места и что поляна уже занята финпланом Минфина",– возразил господин Шаронов.
Михаил Фрадков поддержал Минэкономразвития: "Работа над докладами будет продолжаться столько, сколько необходимо. Минфин заботится об экономии средств, мы же должны ставить стратегические задачи. То, что мы делаем, выходит за рамки бюджетного планирования".
По прогнозу его зама Александра Жукова, сводный доклад станет инструментом бюджетного планирования уже через два-три года.
В результате министры приняли к сведению доклад Минэкономразвития, поручив Герману Грефу готовить его и впредь.
Алексею Кудрину, несмотря на его возражения, протокольным решением поручено учесть влияние расходов казны на достижение содержащихся в докладе целей правительства при подготовке Минфином проекта бюджета-2007.
Третейское правосудие требует большего распространения в России. Такое мнение высказал Анатолий Паламарчук, директор Департамента экономического законодательства Минюста РФ, выступая на I Всероссийском съезде третейских судов. «У третейских судов имеется ряд преимуществ в рассмотрении споров по сравнению с государственными арбитражными судами», — подчеркнул представитель Минюста. В частности, отметил А.Паламарчук , третейские суды рассматривают дела в более короткие сроки. К тому же, они разгружают как арбитражные суды, так и институт приставов-исполнителей, потому разбирательство в суде заканчивается примирительным соглашением.
Проведение I съезда третейских судов, по мнению директора Департамента экономического законодательства Минюста, говорит о том, что третейские суды как система в России уже сформированы. Однако практика альтернативного правосудия требует внесения ряда поправок в действующее законодательство. «Например, третейские суды хотят получить право выписывать исполнительные листы. Сейчас закон не позволяет этого делать», — пояснил А.Паламарчук. По его словам, при МЭРТ РФ создана экспертно-рабочая группа при участии Министерства юстиции, которая изучает международный опыт стран, где действует система альтернативного судопроизводства. По итогам ее работы может быть выдвинута законодательная инициатива, которая облегчит существование третейских судов.
Как сообщил в своем выступлении президент ТПП РФ Евгений Примаков, еще два законопроекта готовы к внесению в Госдуму — проект федерального закона о примирительной процедуре с участием посредника и поправки к действующему законодательству, нацеленные на расширение применения посредничества в сфере судопроизводства. «Если будут реализованы поправки, то повысится эффективность деятельности третейских судов и многое станет проще, позволит сделать эту форму привычней для предпринимателей», — высказал мнение Владислав Гриб, представитель Ассоциации юристов России.
Однако системе третейских судов в России нужны не только поправки в действующем законодательстве, но и гораздо больший авторитет, считает Павел Смирнов, член правления РАО «ЕЭС России». «Бесспорно, авторитет третейских судов не будет выше авторитета государственных судов», — заявил он, и тут же добавил, что власть должна занять принципиальную позицию по отношению к третейскому судопроизводству, основанную на большем доверии.
С другой стороны, Людмила Майкова, представитель Арбитражного суда Москвы, добавила, что третейские суды должны также добиться большего доверия и в среде предпринимателей.
16.06.2006
Гораздо больше малых фирм, возможно, смогут отчитываться по НДС всего лишь раз в квартал. Сдавать декларации каждый месяц будут лишь те компании, чьи ежемесячные суммы выручки в течение квартала превысят 5 миллионов рублей. С таким предложением в ходе прошедшего накануне «круглого стола» на тему «Справедливое налогообложение: дифференцированный подход» выступил глава группы компаний «Градиент-Альфа» Павел Гагарин. Напомним, что сейчас квартальный налоговый период установлен для компаний с ежемесячной суммой выручки не более 2 миллионов рублей. По словам Гагарина, эта поправка существенно снизит нагрузку как на налоговую службу, так и на бухгалтерии большого числа предприятий. «При этом собираемость НДС никак не уменьшится», – заверил он участников встречи. В ближайшее время эту налоговую инициативу рассмотрят эксперты Мосгордумы. Если ее одобрят, она будет вынесена на обсуждение депутатов столичного парламента, а затем над ее целесообразностью поразмыслят и на федеральном уровне.
Госдума сегодня приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Трудовой кодекс РФ. Изменения вносятся в более чем 300 статей кодекса, кроме того, вводится 13 новых статей. При необходимых 226 голосах за принятие кодекса проголосовали 364 депутата, против — 34, воздержался один.
Как ранее отмечал глава думского комитета по труду и соцполитики Андрей Исаев, все новации в новой редакции Трудового кодекса направлены на защиту интересов работников.
В соответствии с документом, отпускные будут рассчитываться из расчета средней заработной платы за 12 месяцев (сейчас в расчет берут три месяца). При сокращении штата работнику обязаны будут предлагать все имеющиеся в организации вакантные должности.
В новой редакции Трудового кодекса понятие "организация" заменено на "работодатель". Заменены критерии о заключении срочных договоров в малом предпринимательстве — это право остается только за работодателями с численностью работающих до 35 человек (ранее — до 40), а в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 20 (было до 25).
Ужесточаются требования и по обеспечению охраны труда. Работодателю, осуществляющему производственную деятельность и имеющему более 50 работников (ранее 100), предписывается создавать службу охраны труда. Увеличивается обязательное финансирование улучшения условий труда с 0,1% до 0,2% от затрат на производство продукции.
Уточняется обязанность работодателя по выплате денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении. При этом уточняется, что эти обязательства возникают независимо от наличия вины работодателя.
Принятые поправки также упрощают процедуру начала забастовки работников. Решение о ее проведении будет считаться принятым, если за него проголосует большинство членов коллектива, а не две трети, как в настоящее время.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.
Налоговые органы имеют право рекомендовать налогоплательщикам представлять отчетность в электронном виде: по телекоммуникационным каналам связи без дублирования на бумажном носителе; на бумаге с дублированием на магнитных носителях.
Федеральная налоговая служба разработала программное обеспечения «Налогоплательщик ЮЛ» для ввода документов налоговой отчетности и передачи данных в налоговые органы в электронном виде и предоставляет его налогоплательщикам бесплатно.
Об этом сообщает
официальный сайт ФНС РФ.
Не за горами то время, когда все фирмы с численностью сотрудников более ста человек обяжут сдавать отчетность в электронном виде. Но закон пока не принят, а инспекторы уже требуют с налогоплательщиков электронную отчетность, отказываясь принимать бумаги. Впрочем, ФНС не занимает жесткую позицию в этом вопросе. На своем официальном сайте чиновники сообщают, что согласно пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса, инспекторы не имеют права не принять отчетность в бумажном виде. Однако в то же время сотрудники главного налогового ведомства активно агитируют за переход на электронную отчетность. В упомянутом сообщении они подробно расписывают преимущества такого способа сдачи документов. Он-де и время бережет, и арифметические ошибки сводит к минимуму, и даже расширяет возможности налогоплательщика, утверждают налоговики. По их словам, все необходимое программное обеспечение для сдачи деклараций и прочей электронной документации ФНС разработала. Фирмам остается лишь бесплатно скачать программы.
Малые фирмы, возможно, будут платить налог на прибыль по более низкой ставке, чем средние и крупные организации. Ввести своеобразную шкалу, в которой бы ставка зависела от статуса предприятия, предложил в ходе заседания круглого стола, посвященного налоговым проблемам, член Московской международной бизнес-ассоциации, глава группы компаний «Градиент-Альфа» Павел Гагарин.
По его мнению, действующая ныне единая ставка налога на прибыль не соответствует принципу справедливости налогообложения. «Сейчас налоговая нагрузка на фирмы с невысокими доходами заметно больше, чем на крупные и преуспевающие компании, – пояснил свою идею Гагарин. – Дело не в том, сколько фирма отдает денег государству, а в том, что остается у нее после уплаты налогов».
Если фирма решит заключить договор с транспортной компанией на перевозку сотрудников до места работы и обратно, у нее возникнут серьезные трудности. Ведь ей придется вести учет «выплат», приходящихся на конкретных работников, начислять на эти суммы ЕСН, пенсионные взносы, а также удерживать с них НДФЛ. По крайней мере, именно так считает Минфин в письме от 18 мая 2006 г. № 03-05-01-04/110. Финансисты решили, что в данной ситуации компания оплачивает услуги, которыми пользуются сотрудники. Следовательно, перечисленные суммы облагаются ЕСН и пенсионными взносами (п. 1 ст. 237 НК). Но только в том случае, если оплата транспортировки прописана в трудовых договорах и уменьшает базу по налогу на прибыль. Также организация должна каким-то образом удержать НДФЛ с перечислений транспортной компании. Правда, финансисты умолчали о том, как вообще возможно это осуществить. Зато они отметили, что зарплата в материальной форме признается доходом и каких-либо исключений для оплаты транспортных услуг в статье 217 НК не предусмотрено. Однако представители главного финансового ведомства почему-то запамятовали, что компенсации от налогов освобождаются.
Фирма, которая провела ремонт арендованного здания, не сможет амортизировать свои капвложения в ускоренном порядке. К этому выводу пришел Минфин в письме от 10 мая 2006 г. № 03-03-04/1/441. По мнению финансистов, в этом случае следует учитывать положения пункта 3 статьи 259 Налогового кодекса. В нем указано, что основные средства 8–10 амортизационных групп списываются на расходы исключительно линейным способом.
Если работнику выплатили не всю сумму материальной помощи сразу, а по частям, то вторая и последующие выплаты должны быть выданы уже за вычетом НДФЛ. Такая точка зрения изложена в письме Минфина от 22 мая 2006 г. № 03-05-01-04/130. Финансисты отметили, что от налога освобождается лишь единовременная матпомощь сотруднику в связи со стихийным бедствием и другими чрезвычайными ситуациями (п. 8 ст. 217 НК). По их мнению, под данную формулировку подходит лишь выплата, которая предоставляется сотруднику на определенные цели и не чаще одного раза в год. Таким образом, финансовая поддержка, растянутая на какой-то период, не может считаться единовременной, а значит, облагается НДФЛ.
Предпринимателю, который потерял свидетельство о присвоении ИНН, необязательно идти в налоговую инспекцию за дубликатом. Вполне можно воспользоваться услугами почты, отправив письмо с уведомлением о вручении. В него необходимо вложить заявление по форме № 09-2-1 (утверждено приказом МНС от 03 марта 2004 г. № БГ-3-09/178), квитанцию об оплате и нотариально заверенную копию паспорта. Размер платы составляет 200 или 400 рублей в зависимости от срочности (п. 14 Правил ведения Единого госреестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением правительства от 26 февраля 2004 г. №110). Кроме того, следует указать адрес проживания бизнесмена, если он отличается от места прописки. Об этом сообщили сотрудники ФНС на своем официальном сайте.
Вскоре индивидуальные предприниматели смогут пользоваться налоговой льготой по ЕСН в части выплат своим работникам-инвалидам. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс одобрили накануне в первом чтении депутаты Госдумы. Напомним, что действующее законодательство позволяет не уплачивать соцналог с названных выплат лишь работодателям-организациям.
Кроме того, после окончательного принятия поправок бизнесменам станет выгоднее привлекать подрядчиков. Сейчас со всех перечисленных таким помощникам денег уплачивается ЕСН. Причем даже с тех средств, которые возмещают подрядчику затраты на материалы, использованные для выполнения заказа. Авторы поправок считают, что такие выплаты являются всего лишь компенсацией, а значит, не должны облагаться ЕСН.
Банк России допускает указание банками разных курсов иностранных валют для разных объемов покупаемой или продаваемой валюты в одном обменном пункте. Об этом говорится в письме N82-Т от 9 июня 2006 г "Об информировании уполномоченными банками физических лиц о курсах иностранных валют, используемых при совершении операций с наличной валютой и чеками". Документ опубликован в сегодняшнем номере "Вестника Банка России".
Согласно письму, в соответствии с пунктом 4.27 инструкции Банка России от 28 апреля 2004 г N113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", в приказе (распоряжении), которым устанавливаются и изменяются курсы иностранных валют, используемые при совершении операций с наличной валютой и чеками, допускается указывать разные курсы иностранных валют для разных объемов покупаемой или продаваемой иностранной валюты в одном обменном пункте.
В целях объективного информирования физических лиц об условиях осуществления обменным пунктом операций с наличной валютой и чеками с использованием разных курсов иностранных валют для разных объемов покупаемой или продаваемой иностранной валюты в дополнение к размещаемой за пределами помещения обменного пункта информации об указанных курсах (которая должна соответствовать информации, размещенной на стенде в помещении обменного пункта) рекомендуем включать информацию об объемах покупаемой или продаваемой иностранной валюты с использованием указанных курсов.
Как сообщила в начале июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС), по итогам очередной проверки пунктов обмена валюты зафиксированы нарушения в трех банках. Сотрудники ФАС проверяли обменники на предмет соответствия курсов, заявленных на выносных щитах и табло, курсам, которые объявляются непосредственно в помещении пункта обмена валюты.
Управление ФАС по Москве и Московской области проверило около 100 обменных пунктов. В трех из них (КБ "Холдинг-Кредит", КБ "Экономикс-Банк" и КБ "Финансовый стандарт") были установлены факты несоответствия курсов.
ФАС России оштрафовала компанию «Весь Владимир» на 1 миллион 305 тысяч рублей за нарушения закона о рекламе в справочнике «Весь Владимир 2006».
13 июня 2006 года Комиссия Федеральной антимонопольной службы рассмотрела дела об административном правонарушении, возбуждённые в отношении ООО «Весь Владимир» по фактам распространения в справочнике «Весь Владимир 2006» 29 рекламных модулей предпринимателей, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию, без указания сведений о соответствующей лицензии. Это является нарушением пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган оштрафовал ООО «Весь Владимир» на 450 МРОТ (45 000 рублей) за каждый рекламный модуль, что составило 13050 МРОТ (1 305 000 рублей).
Справка: Пункт 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»: реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещённых к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
ЦБ составил список из 40 банков с высокими рисками невозврата выданных кредитов физическим лицам. Об этом на IV форуме института Адама Смита «Розничные банковские услуги в России» сообщил замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Сафронов.
В группу риска попали банки, у которых невозврат просроченной задолженности по потребительским кредитам может привести к снижению уровня достаточности капитала и составить менее 12%. Список был составлен по результатам мониторинга риска кредитования физических лиц. В него попали 40 банков из числа 200 крупнейших по величине активов. Совокупная доля активов банков из группы риска составляет 16% от активов российской банковской системы.
Сафронов отметил, что пока «потенциальные потери банковского сектора в кризисной ситуации представляются относительно небольшими». В настоящее время доля потребительских кредитов в объеме кредитов, выданных населению, составляет 18,5%. Он считает, что угроза массового дефолта заемщиков может возникнуть тогда, когда этот показатель вырастет как минимум в 2 раза.
За 5 месяцев текущего года просроченная задолженность по кредитам, выданным населению, увеличилась до 2,5% с 1,9% на 1 января 2006 года. При этом Сафронов заявил, что достоверность информации, которую предоставляют банки, вызывает у ЦБ большие сомнения.
«Качество раскрытия банками информации, в том числе, по потребкредитам, — больной для Банка России вопрос. Просроченная задолженность по данному виду кредитов у банков-нерезидентов, представленная в их отчетности, составляет 4-5%. У российских банков этот показатель в 2 раза ниже. Либо в наших банках хорошо работают системы скоринга, либо у них проблемы с отчетностью. Я склоняюсь ко второму варианту», — пояснил он.
Госдума отклонила 14 июня в первом чтении проект закона о государственном регулировании цен.
Документ предлагал установить основные принципы регулирования цен на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.
При масштабности поставленной задачи законопроект, разъяснил председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум, "не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования цен, не вносит ничего нового в регулирование отношений в этой сфере, отдельные его положения не соответствуют некоторым законодательным актам РФ, а также правилам юридической техники".
Согласно пункту 14 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, повторная выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (в случае его утраты) осуществляется на платной основе при обращении организации или физического лица в налоговый орган по месту постановки его на учет по месту жительства независимо от обстоятельств, которые привели к утрате свидетельства. Размер платы в этом случае составляет 200 рублей, а размер платы за срочную выдачу указанного свидетельства — 400 рублей.
В случае невозможности личного обращения в налоговый орган по месту жительства допускается направление по почте (с уведомлением о вручении) всех необходимых документов.
Повторная выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на бесплатной основе, в том числе при его утрате, действующими нормативными правовыми документами не предусмотрена.
Об этом сообщает
официальный сайт ФНС России.
Крупнейшие финансово-кредитные организации и страховые компании будут переведены на учет в межрегиональную инспекцию (МРИ) по крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня N9, которая будет расположена в Санкт-Петербурге. Об этом сообщили в Федеральной налоговой службе (ФНС), приказ о создании этой инспекции был недавно подписан руководителем ФНС.
По словам источника, эта инспекция создана специально для осуществления контроля за крупнейшими банками и страховщиками. Однако ни количество налогоплательщиков, которые будут переведены на учет в эту инспекцию, ни сроки перевода пока не определены. «Пока идет оргработа по созданию инспекции, утвыделению здания, верждению функций, которыми она будет заниматься», — сказал сотрудник ФНС. Он подчеркнул, что передача документов по учету налогоплательщиков начнется только тогда, когда инспекция заработает. «Еще ни одного назначения (в штат инспекции) не прошло», — отметил собеседник.
Он также не смог назвать кандидатуру на пост руководителя новой инспекции и срок, к которому будет сформирован штат сотрудников. По его словам, все налогоплательщики, которые должны быть на учете в этой инспекции, будут переведены туда автоматически, «без причинения каких-то неудобств». При этом налоги, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, будут по-прежнему поступать по месту регистрации компаний и их обособленных подразделений. Однако всю отчетность, которая представляется в налоговые органы по месту учета, налогоплательщикам придется направлять в Санкт-Петербург, отметил сотрудник ФНС.
Другой сотрудник ФНС сообщил, что критерии, по которым финансово-кредитные организации и страховые компании будут переведены на учет в МРИ N9, абсолютно идентичны общим критериям отнесения к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня, которые утверждены приказом ФНС.
Крупнейшими налогоплательщиками федерального уровня считаются те, у которых по итогам отчетного года объем начисленных федеральных налогов и сборов (за вычетом НДС по внутренним операциям, но без учета НДС к возмещению по операциям, облагаемым по ставке 0%) выше 1 млрд рублей, либо доходы или активы превышают 10 млрд рублей. Если крупнейший налогоплательщик связан с организацией, которая способна оказать влияние на результаты его деятельности, то такая организация также признается крупнейшим налогоплательщиком независимо от своих финансовых показателей. Для организаций связи, транспорта, а также для компаний по производству и обороту алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции установлены специальные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам.
16% российских компаний применяют Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), показывают данные социологических опросов. Об этом сообщил 15 июня на конференции, посвященной реформе бухгалтерского учета и отчетности, руководитель исследовательского управления компании "РОМИР-Мониторинг" Виктор Пратусевич.
По его словам, компания провела исследования в апреле-мае 2006 г. Были проведены телефонные интервью с 400 бухгалтерами профессиональных и бухгалтерских фирм, 1023 телефонных интервью с бухгалтерами коммерческих организаций, а также 800 личных интервью с преподавателями бухучета и студентами, обучающимися по этой специальности. Исследование показало, что МСФО применяют 16% российских компаний, при этом в 2004 г этот показатель составлял 11%.
85% респондентов считают, что применение МСФО повысит качество финансовой отчетности российских компаний, а 61% высказался за полное принятие МСФО, модифицированных с учетом особенностей России.
При этом 74% считают, что за принятие МСФО в России должен отвечать Минфин, 21% – что этим должны заниматься профессиональные аудиторские и бухгалтерские организации, а 5% дали другие ответы.
Отвечая на вопрос, кто должен обеспечивать внедрение и применение МСФО, 66% назвали Минфин, 29% – профессиональные аудиторские и бухгалтерские организации, 4% дали другие ответы.
Комментируя эти данные, директор департамента Минфина РФ Леонид Шнейдман, отметил, что при контроле качества бухгалтерского учета и отчетности большое место должно отводиться независимому аудиту. Речь также идет о создании внутренних корпоративных механизмов контроля, участие в этом бизнес-сообщества, а также профессионального аудиторского и бухгалтерского сообщества.
Говоря о механизмах контроля, представитель Минфина также назвал обсуждение в прессе применения системы административных санкций к нарушителям. "Вероятно, речь должна идти о санкциях уголовного свойства за предоставление недостоверной информации бухгалтерского учета и отчетности", — отметил он. "Связывать систему контроля исключительно с тем, что стоит министр финансов и погоняет, чтобы все соблюдали стандарты — это очень примитивное представление о системе контроля", — сказал он.
Система третейских судов завершила этап своего становления в России. Такое мнение в четверг высказал Евгений Суханов, председатель Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ, выступая на I Всероссийском съезде третейских судов. БикЮ
Согласно озвученным на съезде данным, на территории России функционируют около 500 постоянных третейских судов, при этом в регионах сохраняется тенденция к увеличению их числа. «Третейское разбирательство предпринимательских споров, относительно недавно завершившее этап своего становления, требует развития и совершенствования в качестве одного из наиболее эффективных способов защиты имущественных прав и интересов предпринимателей», — заявил Е.Суханов.
Председатель Третейского суда при ТПП РФ высказал мнение, что альтернативное разбирательство имущественных споров между предпринимателями является «необходимым средством развития рыночных отношений». При этом отношения государственных арбитражных и третейских судов должны складываться «по линии их взаимодействия, а не противостояния», подчеркнул Е.Суханов. «Удачной формой такого взаимодействия стало соглашение между Высшим арбитражным судом и ТПП РФ от 8 апреля 2003 года. Еще свыше 60 таких соглашений заключено в регионах», — добавил он. Эти соглашения, по мнению Е.Суханова, укрепили взаимодействие государства и постоянно действующих третейских судов.
«С другой стороны, необходимо последовательно противостоять необоснованным попыткам некоторых государственных судов прямо или косвенно осуществлять контроль за третейским разбирательством», — продолжил Е.Суханов. В частности, он привел примеры, когда государственными судебными инстанциями подвергались сомнению установленные третейскими судами практические обстоятельства дел, кроме того, в целом пересматривались по существу решения третейских судов.
Говоря о дальнейшем развитии системы третейских судов, он признал необходимость расширения практики имущественных споров, а также повышения качества таких разбирательств. «Это в значительной мере зависит от квалификации третейских судей и от широкой пропаганды третейского разбирательства имущественных споров», — подчеркнул Е.Суханов. В частности, по его мнению, предпринимательскому сообществу необходимо разъяснять преимущества такого метода рассмотрения споров, с которыми бизнес зачастую мало знаком. Ведь речь идет об «эффективном, быстром, сравнительно дешевом решении многих имущественно-правовых конфликтов, способном составить альтернативу государственному разбирательству споров», высказал свою точку зрения председатель Третейского суда при ТПП РФ. Он также добавил, что государственные суды «в ряде случаев вызывают откровенное недоверие к себе со стороны предпринимателей», что также может способствовать росту популярности третейского судопроизводства.