ФНС разъяснила порядок заполнения декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров из стран ЕАЭС в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.04.2026 № 101-ФЗ о национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров (СПОТ).
Закон распространяется на товары, ввозимые в Россию с территорий других государств — членов ЕАЭС автомобильным транспортом, начиная с 1 июня 2026 года (за исключением товаров, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона).
Согласно статье 8 Закона, импортер обязан сформировать документ о предстоящей поставке товаров (ДОПП) и внести обеспечительный платеж (ОП), кроме случаев, указанных в частях 1 и 2 статьи 11 Закона. Статус ДОПП присваивается и меняется автоматически информационной системой оператора СПОТ (ФНС России).
Ведомство перечисляет статусы ДОПП:
Налоговики обращают внимание, что статус «Пройдена проверка КО» присваивается документу только при предъявлении визуализированной ссылки контролирующему органу (ФТС России). При завершении камеральной проверки без нарушений статус меняется на «Погашен»; если сумма заявлена частично, статус изменится только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа (п. 2 ст. 177 НК РФ).
При формировании декларации налогоплательщик в строке 030 раздела 1 (строке 030 раздела 3) отражает сумму налога в рублях, исчисленную к уплате, в том числе по товарам, по которым внесен обеспечительный платеж. В разделе 4 указываются КБК, номер ДОПП и сумма акциза или налога. Сумма НДС (акциза) в разделе 4 соответствует сумме ОП в части исполнения обязанности по уплате налога.
Если импортер не оформлял ДОПП (либо документ имеет статус «Зарегистрирован» — не получена визуализированная ссылка), а товар ввезен и принят к учету, налогоплательщик при формировании декларации указывает сумму налога в строке 031 раздела 1 (по строке 030 раздела 3 — сумма акциза).
ФНС поручила управлениям по субъектам РФ и МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам довести письмо до нижестоящих налоговых органов, но не дублировать информацию налогоплательщикам через операторов электронного документооборота. Управлению электронного документооборота поручено довести письмо до всех налогоплательщиков, взаимодействующих с налоговыми органами по ТКС.
Источник - письмо ФНС от 29.09.2026 № ЕА-36-15/8583@.

