Адвокаты уплачивают за себя страховые взносы, как и индивидуальные предприниматели. Это взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере календарный год.
За 2026 год сумма составляет 57 390 рублей. Уплатить страховые взносы необходимо не позднее 28 декабря текущего года. Перечислять взносы можно частями в течение года или одной суммой сразу (ст. 423, 430 НК РФ).
Постановка на учет (снятие с учета) в ИФНС физического лица в качестве адвоката осуществляется на основании сведений об адвокатах (КНД 1114006), сообщаемых федеральной палатой адвокатов Российской Федерации (п. 2 ст. 85 НК РФ).
Информация из указанных сведений, в частности, о дате прекращения, приостановления, возобновления или восстановления статуса адвоката отражается в ЕГРН.
Адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов. Заявление может быть представлено в срок не позднее трех лет с даты возникновения права на такое освобождение (абз. 3 п. 7 ст. 430 НК РФ). Рекомендованная форма заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081) приведена в письме ФНС России от 18.03.2025 №БС-4-11/2899@.
В заявлении должны быть указаны:
1) код налогового органа;
2) код категории плательщика. Для адвоката указывается код «02»;
3) фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, СНИЛС;
4) период освобождения от уплаты страховых взносов;
5) код освобождения «АДВ» - приостановление статуса адвоката;
6) фамилия, имя и отчество (при наличии), а также наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя, если заявление подается представителем;
7) номер телефона, подпись и дата.
Так разъясняет региональные налоговые инспекторы на своем сайте.

