Минфин РФ подтвердил позицию ФНС России о том, что работа на судне, осуществляющем рейсы, как правило, не приводит к созданию обособленного подразделения (ОП) для целей налогового учета. Главная причина этого — невозможность определить точный адрес и, соответственно, конкретный налоговый орган для постановки на учет.
Поводом для обращения в Минфин стал вопрос о возникновении обособленного подразделения при осуществлении организацией деятельности на водном транспортном средстве, осуществляющем рейсы.
В письме Минфина РФ от 20.11.2025 № 03-02-08/112495 отмечается, что согласно Налоговому кодексу обособленное подразделение возникает при наличии двух условий:
Минфин, ссылаясь на арбитражную практику, подтвердил, что форма организации работ (вахтовый метод, командировки) и срок работы конкретного сотрудника на месте не отменяют самого факта создания стационарного рабочего места. Однако в случае с водным транспортом возникает принципиальная сложность с первым условием — определением места.
Основной вывод чиновников заключается в следующем.
Если водное транспортное средство осуществляет рейсы (то есть постоянно перемещается), невозможно определить точный адрес (местонахождение) его деятельности вне места нахождения самой организации. Следовательно, нельзя однозначно установить, в каком конкретно налоговом органе компания должна встать на учет по этому основанию. Это и является главным аргументом в пользу того, что обособленное подразделение в таком случае не возникает.

