Как восстановить НДС при передаче в уставный капитал старого имущества?
24.02.2026Минфин разъяснил порядок восстановления НДС при передаче в уставный капитал имущества, которое было полностью самортизировано или эксплуатировалось более 15 лет.
Чиновники подтвердили, что норма подпункта 1 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса обязывает организацию-учредителя восстановить НДС, ранее принятый к вычету по передаваемому имуществу. Восстановление производится независимо от срока службы объекта — даже если с момента ввода в эксплуатацию прошло более 15 лет или объект полностью самортизирован в бухгалтерском учете.
Специалисты пояснили, что сумма налога к восстановлению определяется пропорционально остаточной (балансовой) стоимости основного средства. Минфин указывает, что при расчете этой стоимости необходимо руководствоваться действующим стандартом ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
При этом на балансовую стоимость, используемую для расчета НДС, влияют:
- Первоначальная стоимость объекта;
- Накопленная амортизация;
- Последующие капитальные вложения (модернизация, реконструкция, достройка), если они проводились.
Чиновники Минфина также рразъяснили, что единовременная корректировка балансовой стоимости, которую многие организации проводили при переходе на ФСБУ 6/2020 (в том числе по полностью самортизированным объектам), должна учитываться при определении остаточной стоимости для целей восстановления НДС.
Важным уточнением стало и то, что в рассматриваемой ситуации (передача в уставный капитал) не применяются положения статьи 171.1 НК РФ. Эта статья действует только в случаях, когда компания меняет назначение объекта недвижимости и начинает использовать его в необлагаемых НДС операциях. При передаче имущества в качестве вклада действует общий порядок, установленный статьей 170 НК РФ.
Таким образом, даже если основное средство полностью самортизировано и отслужило не менее 15 лет, при передаче его в уставный капитал «дочки» или партнера по бизнесу компания-учредитель обязана восстановить НДС, рассчитав его с текущей балансовой стоимости объекта.
Источник – письмо Минфина РФ от 09.12.2025 № 03-07-11/119500.
Лента новостей
Сколько работников получали предложения серой зарплаты?
сегодня в 16:48Кадры
Сколько россиян планируют отправиться в путешествие на Новый год?
сегодня в 16:29Экономика и общество
Два ДОПП по одной поставке не приводит к двойному налогу
сегодня в 15:59Учет и отчетность
МЭК предложены коэффициенты-дефляторы на 2027 год
сегодня в 15:30Учет и отчетность
Условия освобождения от НДС в общепите корректируют
сегодня в 15:00Налоги











