Нюансы «выставочного» договора

14.04.2008   |   0Оставить комментарий
Для компании участие в выставке — это своего рода продвижение товаров, услуг, работ на определенном рынке. Участвуя в выставках, организация получает дополнительную саморекламу. Причем эта реклама носит целевой характер — на выставку приходят не случайные посетители, а заинтересованные лица. Участие в выставке начинается с заключения договора. Рассмотрим подробно его основные аспекты.

Договор участия в выставке, экспозиции — это по своей сути договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), а иногда выполнения работ. Такой договор должен заключаться непосредственно с компанией, которая ее проводит, а вот договор на возведение выставочных конструкций, павильонов, витрин может заключаться и со сторонней компанией.

Услуги для участников

Услуги, которые обычно предлагаются компании-участнице, условно можно разделить на несколько видов.

Предоставление стендов и оборудования. Нередко для участия в выставке организации предлагаются в аренду или на продажу выставочное оборудование, выставочные павильоны, мобильные стенды. Также могут поступить предложения по строительству стендов, их дизайну и оформлению.

Компания-организатор выставки заинтересована в оказании участникам дополнительных услуг, однако за участником остается право на выбор компании-застройщика (изготовителя и установщика оборудования и стендов). Если приглашать стороннюю организацию, нужно быть готовым к тому, что организаторы выставки потребуют следующие документы:

  • заявку для заезда на территорию выставки (в ней указывается наименование фирмы, тип и государственный номерной знак автотранспорта, ФИО водителя (старшего), дата и время въезда);
  • акт о пропитке сгораемых материалов, лицензию на право проведения работ по обработке огнезащитными составами сгораемых материалов, сертификаты соответствия и пожарной безопасности на огнезащитный состав;
  • сертификаты на электрооборудование, ковровые покрытия и другое строительное оборудование;
  • электромонтажную схему стенда;
  • акт замера сопротивления изоляции электрических проводов (составляется по окончании электромонтажных работ);
  • список сотрудников, участвующих в монтаже.

Кроме всего прочего, представитель фирмы-застройщика обязан присутствовать при открытии и закрытии выставки.

Информационные услуги. Как правило, оказание таких услуг актуально до проведения выставки. К таким услугам относят: выставочный аудит, обучение персонала выставочному бизнесу и поведению на выставке, исследование рынка и консалтинговые услуги, профессиональный перевод рекламы. По результатам участник выставки решает, на каких моментах своего бизнеса необходимо сделать акцент.

Рекламные услуги. Такие услуги подразумевают проведение рекламной кампании, изготовление представительских материалов, бизнес-сувениров, полиграфических изданий, а также размещение рекламы в СМИ, Интернете и радио с целью привлечения внимания потенциальных покупателей.

Выставочные услуги. К ним относятся: услуги по проведению виртуальных выставок, приглашение профессиональных стендистов, промоутеров и моделей. Все это способствует привлечению внимания посетителей выставок к конкретному стенду.

Транспортные услуги. В комплекс транспортных услуг входит доставка оборудования, персонала к месту проведения выставки.

Как видим, организация выставки — это целый комплекс мероприятий, связанный с качественным продвижением на рынке товаров, работ, услуг.

При заключении договора участия в выставке нужно определить, какие из вышеперечисленных услуг и работ потребуются участнику, а какие он сможет выполнить своими силами.

это важно

Компании–участнице выставки проще (но не дешевле) заказать строительство стенда организаторам выставки. В подтверждение заключения договора на изготовление стенда следует попросить организаторов представить документы в подтверждение произведенных расходов.

«Договорные» рекомендации

Во избежание как нареканий со стороны контрагентов, так и споров со стороны налоговых органов, при заключении договора на участие в выставке желательно учесть следующие рекомендации:

  • установить четкую формулировку предмета договора. При этом по возможности следует избегать неизвестных и редких терминов, узкопрофессиональных понятий и наоборот — обязательно включать формулировки «выставка», «выставочный» и т. д.;
  • определить конкретные сроки оказания услуг или выполнения работ, а также определить ответственность исполнителя за нарушение таких сроков. В тексте договора следует указать даты начала и окончания выставки, ведь с этими датами должны быть взаимосвязаны и другие договоры участника выставки, например, дата договора на изготовление сувениров;
  • определить и указать в договоре действительную цену услуг (работ), принимая во внимание положения статьи 40 Налогового кодекса.

Однако правильного оформления только договора недостаточно. Необходимо своевременно и должным образом оформить документы, подтверждающие факт выполнения тех или иных работ, услуг. Практика показывает, что помимо акта приема-передачи выполненных работ желательно получить от контрагента-исполнителя и отчет о проделанной работе, содержащий более подробные сведения. К отчету также следует приложить соответствующие схемы, таблицы, графики с информацией о проведении выставки или, например, о возведении выставочного стенда.

В случаях, приведенных в примере, суд обычно встает на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Центрального округа от 26 февраля 2004 г. по делу № А-62-2734/2003, постановление ФАС Поволжского округа от 12 апреля 2005 г. по делу № А65-16820/2004-СА1-19). Такая позиция судей объясняется тем, что в альбомах унифицированных форм нет типовой формы акта. Однако зачем доводить дело до суда?

Следует заранее проследить, чтобы первичные документы о выполнении работ содержали следующие реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • наименование документа и дату его составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи должностных лиц.
Претензии налоговиков

Не секрет, что при проведении налоговых проверок налоговые органы особое внимание уделяют договорам оказания услуг либо договорам на выполнение работ, в результате которых компания не получила каких-либо видимых материальных результатов.

Однако расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях поименованы в числе расходов на рекламу в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. Такие расходы, как правило, возникают в связи с оплатой услуг рекламных агентств, охранных фирм, арендной платы за место в выставочном комплексе. Выходит, что «выставочные расходы» — это почти всегда приобретение услуг. Такие затраты включаются в состав расходов в размере фактических затрат, то есть в полном объеме, при условии соблюдения положений статьи 252 Налогового кодекса.

Формулировка «участие в выставках» достаточно емкая, и к таким расходам можно отнести любые затраты, имеющие отношение к организации и проведению выставок, ярмарок и экспозиций. Именно поэтому особое внимание следует уделить заключаемым договорам, актам, отчетам и иным документам.

М. Кабулова, руководитель юридического отдела ООО «ФинСервисКонсалтинг», член Палаты налоговых консультантов России

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
18957 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.