Особенно актуален обмен внутренними документами в производственных и торговых компаниях. Имущество в этих организациях ежедневно перемещается между цехами и складами, распределительным центром и торговыми точками, головным офисом и филиалами.
Перевести внутреннюю бухгалтерскую первичку в электронный вид — логичный шаг. Работа с документами в цифре экономит средства на бумагу и организацию хранения. Согласования происходят быстро и удобно для всех участников процесса. А чтобы найти документы или собрать аналитику, потребуется всего пара щелчков мыши.
Главный стандарт, который является фундаментом работы бухгалтерии — 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документ регулирует требования к оформлению и содержанию первичных документов, а также допускает хранение в электронном виде, если обеспечена их подлинность и целостность. Тезисы из других нормативно-правовых актов, на основании которых ЭДО внутренними первичными документами возможно:
Особое внимание уделяется использованию электронной подписи (ЭП). Это обязательный фактор для того, чтобы электронные документы имели юридическую силу. Регулируют применение ЭП:
Все больше компаний предпочитают работать с внутренними первичными документами в электронном виде
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) — документы, обязательные к применению всеми компаниями, их утверждает Министерство финансов. Постепенно они заменят устаревающие. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые ввел Минфин ранее. Изменения проводятся постепенно, поэтому пока не утвержден новый ФСБУ, нужно опираться на соответствующий ПБУ. Причины замены положений — ФСБУ основываются на международных стандартах и более реальном положении дел в современном учете.
Первичные документы подписывают руководитель или главный бухгалтер. Но на практике, например при отпуске товара со склада, документы будет подписывать кладовщик. Поэтому право подписи можно передать другим работникам, оформив на них доверенность. В российском законодательстве предусмотрено использование ПЭП, НЭП и КЭП.
Все тот же ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» приводит правила определения видов подписей для первички. В стандарте Минфина России сказано, что использование КЭП и НЭП зависит от требований законодательства, внутренних регламентов компании и соглашений с сотрудниками. Например, усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) необходима для счета-фактуры. Другие бумаги можно подписывать ПЭП или НЭП, если скорректировать внутренние регламентирующие документы.
Для ПЭП и НЭП нужно соглашение о признании их равнозначными собственноручной подписи
Основные требования остаются неизменными. Электронный первичный документ допустим, если обеспечена его целостность с момента подписания и юридическая значимость при хранении. Но для того чтобы начать работать с внутренней первичкой в электронном виде, недостаточно изучить существующие официальные документы. Помимо федеральных законов об электронном документообороте, ЭДО регулируется множеством приказов и постановлений. Поэтому при работе с внутренними электронными документами всегда важно учитывать изменения в законодательстве.
Например, с апреля 2025 года внесли изменения в ФСБУ 28/2023. Уточнения касаются инвентаризации: списка объектов, сроков и порядка проведения проверки, квалификации результатов. Обычно все изменения внедряются автоматически при работе с проверенной и зарекомендовавшей себя системой. Специалисты вендоров отслеживают изменения в законодательстве и вносят доработки в функциональность.
В системе Directum СЭД+ сохранение юридической значимости внутренних первичных бухгалтерских документов обеспечивается с помощью нескольких ключевых механизмов.
Карточка электронного первичного документа в Directum СЭД+
С помощью Directum СЭД+ сотрудники ГК Мегаполис — крупнейшего дистрибьютора товаров повседневного спроса — подписывают внутреннюю первичку вовремя. Механики и сотрудники складов, у которых нет рабочего места с компьютером, ставят простую электронную подпись в личном кабинете с мобильных устройств. На некоторых площадках для доступа к ЛК установили инфокиоски. А торговые агенты и водители-экспедиторы, заезжающие в офис только 1-2 раза в неделю, подписывают электронные документы с планшетов.
За счет интеграции системы со справочниками компании ускорилось согласование. Исходя из того, к какому юридическому лицу относится первичный документ, система выбирает для подписания корректную должность, права и полномочия сотрудника. Работнику не нужно думать о том, в профиле какого юрлица он сейчас находится, электронная подпись будет актуальная.
Для того чтобы все действия имели юридическую значимость, в компании скорректировали локальные нормативные акты и дополнили регламент про электронный документ. Со всеми работниками подписали дополнительные соглашения к трудовому договору о том, что ПЭП приравнивается к собственноручной подписи на бумаге. Удаленное подписание первички снизило юридические и налоговые риски, особенно с учетом того, что с 2025 года компания перешла на ежемесячный налог на прибыль. А также удалось оптимизировать работу бухгалтерии на 15% за год.
В Directum СЭД+ можно организовать полный цикл работы с внутренним первичным документом
Сегодня цифровая трансформация происходит на уровне страны: начиная с развертывания инфраструктуры для оказания услуг (Госуслуги) и заканчивая утверждением перечня приоритетных проектов цифровизации. А именно: в марте 2025 года в Правительстве решили развивать единую биометрическую систему, мобильную электронную подпись и внедрять искусственный интеллект.
Ежегодно прокачиваются технологии электронного взаимодействия с контролирующими органами. Все больше компаний переходят на удаленное взаимодействие с ФНС в рамках налогового мониторинга (НМ). Это формат подачи отчетности, когда сотруднику налоговой предоставляется доступ к документам компании через витрину данных и интеграцию с АИС «Налог-3».
ФНС также расширяет список документов, с которыми можно работать в цифре. В электронном формате уже взаимодействуют с накладными, приходно‑расходными ордерами, актами, регистрами и не только. А обмен ими внутри предприятия можно организовать без участия операторов ЭДО. Юридическую силу электронной подписи при этом можно утвердить на уровне внутренних приказов и регламентов в компании.
Государство поддерживает цифровизацию бухгалтерского учета, подкрепляя это законодательно. Компании становятся открытыми, повышается эффективность и скорость обмена данными c органами власти, а контролирующим органам удобнее проводить налоговые проверки и предотвращать мошенничество. Вендоры предоставляет все возможности для цифровизации бизнес-процессов. Получите бесплатный доступ к демоверсии системы и оцените удобство работы вживую на демостенде Directum СЭД+.
Реклама ИНН 1835056809 ООО "ДИРЕКТУМ"
erid: 2VtzqxiRDeN
Как считать страховые взносы, если у работника превышена предельная база
На сколько вырастут детские пособия в 2026 году?
ИФНС может применить расчетный метод для определения числа работников
Что меняется в расчете транспортного налога за 2025-2026 и когда?
Для кого сохранят пониженные тарифы по страховым взносам в 2026 году
Комментарии (0)
Оставить комментарий