Золотая пуля для главного бухгалтера

Золотая пуля для главного бухгалтера

20.04.2005 распечатать

Когда человек очень хочет разбогатеть, он старается использовать все свои уменья и способности. И часто перестает задумываться, к чему может привести столь рьяная погоня за звонкой монетой.

Смертельное удивление

Утро было очень солнечным. Лето только началось, и воздух был еще прохладным и прозрачным, как это бывает только в июне. У дома № 40 по Нахимовскому проспекту ровно в шесть часов утра остановилось такси. Водитель немного посидел в машине, но так как пассажир не появлялся, вышел и направился к подъезду. В тишине еще не проснувшегося московского двора тяжелая дверь заскрипела как-то особенно громко и жалобно. Несколько минут не было слышно ни звука. Потом утреннюю тишину разорвал громкий отчаянный крик ужаса.

...Труп мужчины, обнаруженный водителем такси на лестничной площадке, лежал между вторым и третьим этажом. По странной позе, в которой он находился, с первого взгляда становилось ясно – это не живой человек. И еще... на лице мужчины отражались не страх, не ужас, не боль, а только неописуемое удивление.

...Следственная бригада трудилась на месте происшествия уже несколько часов. Тело давно увезли в морг, а милиционеры все продолжали осматривать подъезд и опрашивать местных жителей. Но никаких улик, которые могли бы пролить свет на то, кто, как и почему ранним субботним утром выстрелил в упор в сердце Марата Толгеева, не находилось.

Около десяти утра следователь Илья Завраскин направился в криминальный морг. Там он должен был встретиться с вдовой убитого, Мариной, предъявить ей тело для опознания и, если состояние потерпевшей позволит, опросить ее о личности мужа вообще и на предмет его смерти в частности. На последнее у Ильи были особые надежды. По телефону госпожа Толгеева не выразила ни удивления, ни отчаяния по поводу смерти мужа.

Марина оказалась невысокой худенькой женщиной с иссиня-черными волосами и грустными глазами «турецкой вдовы». Впрочем, как понял Илья, это свойство натуры, а не следствие горя по поводу безвременной кончины супруга. Тело она опознала сразу. И когда следователь предложил рассказать, что ей известно об обстоятельствах, приведших к смерти Марата, охотно согласилась.

Показания Шахерезады

...Марат Толгеев всегда хотел иметь много денег. С самого детства. Но для него, родившегося на рабочей окраине Москвы в бедной, если не сказать нищей, семье, звонкие монеты по всей логике жизни должны были оставаться несбыточной мечтой. Но не таков был Марат, чтобы мириться с обстоятельствами.

Для начала он закончил экономический факультет МГУ. Работал всегда бухгалтером. Ему нравилось если не владеть, то хотя бы соприкасаться с деньгами.

И вот года три назад у него наконец-то созрел план. Для начала он устроился работать главбухом в фирму «Акс», владеющую сетью магазинов и торгующую одеждой из Европы. Зарплаты, которую там платили, любому другому человеку хватило бы с головой, но только не Марату. Около года ему потребовалось на то, чтобы стать для владельцев фирмы «своим». Как только владелец фирмы, Иван Вакимов, начал употреблять местоимение «мы», объединяя этим свои и Маратовы интересы, Толгиев перешел в контрнаступление.

Начал он с туманных рассуждений о нестабильности российской экономики, неразумности отношения власти к бизнесу... Короче, о необходимости сколотить капитал на Западе. Когда эта простая мысль основательно засела в мозгах Вакимова, Марат предложил и схему. Суть ее была достаточно проста. На острове Кипр создается фирма, которая по документам будет заниматься закупкой одежды для «Акса». Для этого заключается договор, в котором указывается подробный список того, что она должна приобрести, и проставляется нужная сумма денег. Эти деньги уходят за границу и оседают там на счете. Потом кто-нибудь из сотрудников едет в Европу и покупает там всю «фирменную» одежду через секонд хенд. Все это проходит таможню без всяких проблем. Конечно, есть налоги на экспортные поставки... Но по сравнению с выгодой всего предприятия, разве это сумма? Кроме того, купленная в Европе одежда в России будет продаваться уже совсем не как «повторное употребление». Так что выгода тройная – и затраты на закупку совсем мизерные, и денежки «переселяются» за рубеж, да еще и «навар» в России неплохой. Предприятие получается весьма малозатратное, зато очень и очень выгодное для его участников.

Владелец «Акса», конечно, согласился не сразу. Но потом все же решился. Уж больно мечты о небольшом домике на острове Кипр завладели им.

И плану Марата был дан старт. За три года весьма напряженной работы на нескольких счетах, находящихся вне пределов России, у фирмы «Акс» собралось около 1,5 миллиона долларов. Вакимов ликовал. Он, конечно, и раньше не был бедным человеком. Но столько свободных, выведенных из-под налогов денег... Можно хоть завтра сняться и всю оставшуюся жизнь пить кипрское вино на берегу моря.

Кстати, совершенно аналогичные планы были и у Марата. Только общество Вакимова ему для этого было совершенно не нужно.

Завершающая стадия плана Толгиева выглядела так. Когда в кипрском банке набирается необходимая сумма, он едет туда и открывает новый счет. Потом все деньги, принадлежащие «Аксу», переводит туда. Полномочий у него для этого вполне достаточно – заранее позаботился, чтобы директор выписал на своего главного бухгалтера все необходимые доверенности. Осторожный Вакимов не учел, что бояться надо не только российских правоохранителей, но и собственных «лучших друзей и партнеров». Какая уж тут может быть дружба, если речь идет о 1,5 миллиона долларов?

Загранпаспорт у Марата, разумеется, был. Так что, скинув всю сумму, он спокойно присоединится к деньгам и заживет счастливо. А серьезно его искать никто и не будет. Вакимов в милицию точно не пойдет. Денежки-то в любом случае незаконные.

Марат должен был улетать на Кипр 5 июня. За неделю до этого он снял квартиру на Нахимовском. Не то чтобы чего-то боялся, нет. Но... Конспирация – дело святое. Плюс к этому Марат с детства обожал шпионские фильмы...

Глухая стена

Вакимова допросили. Вскоре он во всем сознался: и что деньги перечисляли «липовой» фирме, и что одежду продавали из секонд хенда... Только вот следствие зашло в тупик. Вакимов не отрицал, что нарушал закон и уходил от уплаты налогов. Но алиби у него было безупречное. Марата он не убивал.

А вот деньги из кипрского банка пропали бесследно. На множество международных запросов, отправленных следователем, приходил один и тот же ответ: «Человек, соответствующий указанным вами данным, в наш банк не обращался». То есть до денег Марат так и не добрался. От отчаяния следователь решил еще раз побеседовать с вдовой Толгиева. Набрал сначала ее мобильный номер и выяснил, что «абонент заблокирован». На домашнем долго не брали трубку. Потом раздался звонкий женский голос, который и рассказал Завраскину, что Марина Антоновна продала квартиру и выписалась из нее. Теперь здесь живут совсем другие люди. Где бывшая хозяйка? Да кто же знает...

И тут следователя осенило! Илья уточнил у Вакимова, знал ли тот жену своего главного бухгалтера. «Да, конечно, очаровательная женщина. Марат попросил устроить ее на работу к нам его заместителем. Где-то за полгода до смерти», – рассказал директор «Акса».

Сказка о Шахерезаде

Марина говорила, что у Марата была доверенность на распоряжение деньгами фирмы. Но в этой бумаге был еще один пункт – право передоверия другому лицу. Теперь у Ильи сомнений не осталось. Марат подписал такую же доверенность на Марину. Куски головоломки сложились в единую картину.

Неудивительно, что кипрские банки давали такие ответы. Они действительно никогда не видели Марата Толгиева. Они общались с Мариной Толгиевой. И это ей в новой жизни не был нужен бывший муж. Потому на лице убитого и было такое удивление. Не ожидал он от жены, которую любил и ради которой почти провернул «преступление века», выстрела в упор.

Марине Толгиевой было предъявлено обвинение в убийстве Марата Толгиева по статье 105 части 2 Уголовного кодекса заочно. Экстрадиции женщины с Кипра следствие дожидается уже полгода. Но надежда пока остается.

Бывший директор компании «Акс» был привлечен к ответственности по статье 199 Уголовного кодекса за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах и осужден на три года лишения свободы условно с лишением права занимать руководящие должности в будущем на такой же срок.

А главный бухгалтер фирмы, Марат Толгиев, так никогда и не узнал, где дал сбой его грандиозный план.

Иван СОЛОВЬЕВ, начальник Уголовно-правового управления правового департамента МВД России

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...