Заверения об обстоятельствах

26.02.2019 распечатать

При составлении и заключении договора важно максимально использовать предусмотренные законодательством инструменты, позволяющие защитить интересы компании. Одним из таких инструментов является фиксация заверений, которые впоследствии могут оказаться ложными. Как включить в контракт заверения об обстоятельствах, рассказала Марина Жимкова, ассистент юриста в компании Acsour.

Заверения об обстоятельствах заключаются в том, что лицо, предоставившее ложную информацию контрагенту, должно возместить ему убытки, которые он понес из-­за недостоверных сведений. При этом неважно, касалась ложная информация прошлых или настоящих событий, главное – повлияло ли это на решение потенциального или действующего контрагента совершить определенные действия.

Предмет заверения

Для того чтобы обезопасить себя, любые заверения нужно выразить явно и недвусмысленно (п. 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря года 2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»), а еще лучше обозначить их в договоре или принимать в письменной, а не в устной форме.

Обратите внимание

Заверение может быть предоставлено и третьим лицом, если у него есть интерес в заключении, изменении или прекращении контракта между сторонами. В случае обмана третье лицо несет ответственность перед компанией, которой это заверение предоставлялось.

В законодательстве не обозначено, что статья 431.2 ГК РФ будет применяться только в случае заключения договора. Это говорит о том, что если убытки причинены путем предоставления ложной информации на стадии согласования договора, вы можете требовать возмещения убытка независимо от того, подписали ли в итоге стороны контракт.

В Гражданском кодексе РФ нет ограничений, относительно которых можно предоставить заверения, однако теоретически их можно разделить на несколько категорий.

Первая группа данных – это сведения относительно предмета договора и его характеристик. К примеру, продавец заверяет покупателя, что собака, которую он хочет продать, выигрывала выставки, здорова и обучена для дальнейшего участия в них и т. д.

Вторая категория информации: сведения относительно стороны договора, информация об участниках (акционерах), финансовой стабильности, налогового резидентства, применяемых ставках НДС, о наличии лицензии и др. Например, иностранный контрагент может заверить российскую компанию, что он является налоговым резидентом Республики Кипр, с которой у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, и что у него нет бенефициаров в других странах.

И еще одна группа данных: сведения о наличии требуемых законом согласований. Приведу несколько примеров подобных заверений: сторона договора сообщает, что все необходимые процедуры, связанные с одобрением крупной сделки, соблюдены; или ссылается на получение необходимого согласия третьего лица (к примеру, согласие супруга для продажи совместного имущества); иной пример – заверение о соблюдении порядка преимущественного права покупки при продаже доли в общей долевой собственности.

Актуальность проблемы

Появление в ГК РФ статьи, посвященной заверениям об обстоятельствах, во многом обусловлено стремлением государства плотнее закрепить идею осмотрительности при ведении бизнеса. Если участники оборота информируют компанию, с которой они хотят заключить сделку, а впоследствии выясняется, что эти данные являются ложными, то они должны быть готовы возместить убытки, связанные с предоставлением таких заверений. Иными словами, солгал – плати.

Существующую проблему недобросовестного поведения можно было бы преодолеть путем применения судами уже существующих статей, посвященных недействительности сделок, совершенных под влиянием заблуждения, обмана (ст. 178­179 ГК РФ), а также с помощью распространения статьи 475 ГК РФ о качестве товара на отношения по отчуждению долей или акций. Но суды не толковали указанные выше нормы расширительно, фактически они не работали при предоставлении ложных заверений. Поэтому государство решило продолжить проводить в ГК РФ красной нитью мысль о том, что стороны, в особенности участники бизнеса, должны действовать без обмана.

Есть в такой политике властей и опасность. Она заключается в том, что появление новых норм не всегда приводит к их эффективной работе, то есть новые законы могут так же не работать, как и старые. В отношении заверений об обстоятельствах пока рано делать выводы, поскольку за три года существования судебная практика применения статьи 431.2 Гражданского кодекса относительно небольшая.

Зарубежный опыт

Отмечу, что российская норма похожа на известные английскому праву representations and warranties (заверения и гарантии), однако нельзя сказать, что она их дублирует.

Законодатель решил заимствовать саму идею ответственности за ложную информацию. Появление закона представляет практический интерес для компаний, которые не хотят тратить большие деньги на проведение процедуры due diligence (должная степень заботливости и осмотрительности при выборе контрагента).

Применение заверений об обстоятельствах особенно актуально при желании заключить договор с иностранным контрагентом. Например, у иностранной компании можно взять заверение относительно того, что в состав предприятия не входят акционеры, подпадающие под список российских санкций. Если впоследствии выяснится, что эта информация ложная и именно она повлияла на ваше решение заключить договор, то иностранная компания должна возместить возникшие в связи с этим убытки.

Интересным представляется то, что статья 431.2 ГК РФ позволяет взыскать убытки независимо от признания договора недействительным, то есть, если интерес к сделке сохраняется, то можно взыскать убытки за ложные сведения и продолжать сотрудничество.

Обратите внимание

Еще одним преимуществом появления статьи 431.2 в ГК РФ является экономия времени при заключении контрактов. Легче взять заверение, чем самостоятельно вести проверку в отношении контрагента, тем более понимая, что есть «подушка безопасности» в виде взыскания убытков или выплаты неустойки по договору.

Борьба с недобросовестными контрагентами

При обнаружении ложных заверений можно обратиться в суд с иском о взыскании убытков или об уплате неустойки, если она предусмотрена договором. Правом на возмещение убытков будет обладать только добросовестный контрагент, который не знал и не должен был знать о том, что предоставленная информация является ложной. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестностью и разумностью изначально обладают все участники оборота, поэтому недобросовестность нужно доказывать стороне, предположительно предоставившей ложные заверения.

То есть действует принцип «думаешь иначе – докажи». Однако нужно понимать, что сторона не может быть признана недобросовестной, если какие-то сведения она могла узнать только в ходе проведения due diligence, иначе утрачивается цель появления заверений об обстоятельствах в российском законодательстве, заключающаяся в снижении издержек.

Сторона, заявляющая, что требования являются ложными, соответственно, должна доказывать обстоятельства, на которых она основывает требование о взыскании убытков или уплате неустойки, а именно наличие заверений и их недостоверность.

Обратите внимание

Факт наличия заверения и его содержания нельзя подтвердить с помощью свидетельских показаний, однако можно с помощью письменных и других доказательств (п. 1 ст. 162 ГК РФ), например, предоставив электронную переписку сторон.

О пользе обещаний

Заверения помогают сторонам распределить риски между собой. Компаниям полезно брать заверения, поскольку они помогают переложить риск последствий на контрагента. Например, продавец может заверить покупателя в том, что все операции по покупке товара у поставщика отражены в первичной документации и что все первичные документы будут переданы покупателю.

Если продавец не осуществляет передачу документов и вследствие этого покупатель не реализовывает свое право на вычет, то продавец обязан эти убытки возместить (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2017 г. № Ф08-2428/2017 по делу № А53-22858/2016).

Риск при предоставлении ложных заверений при осуществлении предпринимательской деятельности заключается в том, что сторона несет ответственность за них независимо от того, умышленно ли она их предоставила. Более того, предполагается, что другая сторона полагалась на эти заверения (п. 4 ст. 431.2 ГК РФ), поэтому прежде, чем предоставлять информацию контрагенту, необходимо все проверить и понимать, какие сведения предоставлять со своей стороны.

Еще один риск заключается в том, что заверения не зависят от действительности договора, то есть контракт может быть признан незаключенным или недействительным, но убытки по статье 431.2 ГК РФ все равно можно будет взыскать.

Следует отметить, что обманутая сторона имеет ряд прав наряду с взысканием убытков или уплаты неустойки: она может отказаться от договора, признать его недействительным в соответствии со статьями 178–179 ГК РФ. Как указано ранее, она также может требовать только взыскания убытков или уплаты неустойки, оставив договор в силе.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...