Затраты могут быть РБП, если они связаны с созданием актива

сегодня в 17:03 распечатать

Чтобы отдельные затраты можно было отнести к расходам будущих периодов, нужно помнить две важные вещи. Первая – использовать в учете РБП разрешено только четырьмя бухгалтерскими документами. Вторая – расходы могут быть отнесены к РБП, только если они связаны с формированием актива.

Спрашивает бухгалтер

Из одного из ваших обращений мы узнали, что учет расходов будущих периодов все еще может вызывать сложности. Несмотря на то, что он, казалось бы, был разрешен почти 10 лет назад.

Вот что написал один из наших подписчиков, бухгалтер вновь созданной фирмы:

«Для вновь созданных организаций в период освоения новых производств аренда относится на счет 97 РБП. Когда выпуск продукции будет начат, т. е. производственная деятельность начнет осуществляться, аренда со счета 97 будет списана на счет 20 либо равномерно в течении определенного срока, либо пропорционально обьему выпущенной продукции.  Я придерживаюсь такого мнения».

Попробуем разобраться, прав ли наш коллега.

Где упомянуты РБП

Учет отдельных видов расходов в качестве расходов будущих периодов возможен только в случае, если это прямо предусмотрено нормативными актами по бухучету .

Такие изменения внесены в бухучет расходов будущих периодов и отражены:

  • в обновленной редакции п. 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (в редакции Приказа № 186н от 24 декабря 2010 г.), из которого исключено понятие «расходы будущих периодов»;
  • как исключение из обновленной формы бухгалтерского баланса строки «Расходы будущих периодов» (Приказ Минфина № 66н от 2 июля 2010 г.).

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам:

  • отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухучету;
  • списываются в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Обратите внимание, что упоминание такой классификации расходов, как «Расходы будущих периодов», и правила учета подобных расходов нужно искать только в конкретных нормативных правовых актах. О РБП идет речь в:

  • ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда";
  • ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов";
  • ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам";
  • п. 16 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утв. приказом Минфина от 20 мая 2003 г. № 44н), где речь идет о том, что к расходам будущих периодов относятся расходы на приобретение лицензии на осуществление деятельности, права на которую не подлежат передаче в порядке правопреемства.

Все прочие платежи должны:

1.включаться в состав дебиторской задолженности (в том числе авансов выданных);

2. отражаться в составе текущих расходов, если выполняются условия, перечисленные в п. 16 ПБУ 10/99;

3. сформировать актив.

Об этом написано в письме Минфина от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5.

Для ситуации, описанной нашим коллегой, подходит только пункт 2. Ведь арендные платежи – это не авансы, и они не формируют актив.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как распознать расходы будущих периодов

Что такое актив

О том, что такое актив, разъясняется в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. (далее - Концепция).

Немного теории.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2 Концепции).

"Будущие экономические выгоды" - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть (п. 7.2.1 Концепции):

а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

б) обменен на другой актив;

в) использован для погашения обязательства;

г) распределен между собственниками организации.

Если же говорить простыми словами, активы - это имущество предприятия, которым оно распоряжается в ходе осуществления своей деятельности для получения прибыли.

Активы делятся на  оборотные (срок полезного использования которых не более одного года) и внеоборотные (срок полезного использования которых более года).

Оборотные активы - это то, что используется в текущей экономической и производственной деятельности. Это материалы, сырье, денежные средства, товарно-материальные ценности и т.д.

Внеоборотные активы - это то, что помогает компании вести текущую деятельность, или то, что принесет прибыль в будущем, например, проекты, патенты, результаты исследований и разработок, инвестиции и т.д.

К активам относится и дебиторская задолженность контрагентов перед вами. Она может быть как в составе оборотных, так и внеоборотных активов.

Таким образом, расходы на аренду помещения не могут быть квалифицированы в качестве активов, и счет 97 для учета этих расходов применять не следует.

Как учесть арендные платежи до начала деятельности

Теперь об учете.

Арендатор принимает арендованное имущество к учету на забалансо­вом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, ука­занной в договоре на аренду. Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя).

Начисленная за отчетный период арендная плата за основные средства, используемые в производственной деятельности или при реализации продукции (работ, услуг), включает­ся в состав расходов по обычным видам деятельности.

При начислении арендной платы арендатор делает такие проводки:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 60

 - перечислена плата за аренду (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60

- выделен НДС.

По окончании отчетного периода сальдо по этим счетам списываются на счет 90 «Выручка».

Это общий порядок учета арендных платежей .

Пока же деятельность не ведется, расходы на арендные платежи относятся к общехозяйственным расходам, а не к основному производству.

А теперь главное.

При отсутствии выручки затраты в бухгалтерском учете не формируют себестоимость продукции, а списывают напрямую на счет 99. То есть, пока ваша компания не ведет деятельность, счет учета затрат нужно списывать не на счет 90, а на счет прибылей и убытков.

Выбор читателей

Loading...