Зарегистрировать фирму самостоятельно

Зарегистрировать фирму самостоятельно

06.12.2006 распечатать

Регистрировать фирму – дело хлопотное. Поэтому желающие это сделать чаще всего обращаются в специализированные компании, где цена вопроса порой доходит до двадцати тысяч рублей. Однако если заняться регистрацией самим, то можно обойтись суммой в три–четыре раза меньшей. Необходимо только помнить о подводных камнях самостоятельной регистрации.

Первый камень – название

Налоговая инспекция может отказать вам в регистрации из-за «неправильного» названия фирмы. Рассмотрим, каких именно ошибок нужно избегать, придумывая имя своему предприятию.

Одной из причин отказа может быть присутствие в русскоязычном названии компании иностранных слов или символов. Делать «инородные вкрапления» в русские фирменные наименования запрещает пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ. При этом иметь название полностью на иностранном языке Закон № 14-ФЗ разрешает. Здесь главное соблюдать принцип «мухи отдельно – котлеты отдельно» и не устраивать языковое ассорти в одном фирменном имени. Поэтому, если вы хотите, чтобы в названии предприятия были иностранные слова, придумайте два варианта «Ф.И.О» для своего детища – на русском и на иностранном языках.

Без особого распоряжения Вам не разрешат зарегистрировать фирму, в названии которой есть слова «Россия», «Российская Федерация», а также производные от них. Чтобы получить такое разрешение, нужно обратиться с заявлением в специальную Межведомственную комиссию, куда входят Минюст, Минздравсоцразвития, Минкультуры, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфин и ФАС (постановление Правительства от 8 декабря 2005 г. № 743). Организационно-техническую деятельность комиссии ведет Минюст. Если комиссия даст добро, то Минюст внесет в Правительство проект распоряжения «о даче согласия на использование соответствующего наименования в названии организации».

Имейте в виду, однокоренные слову «Россия» названия – дело дорогое. Так, за право использовать «прогосударственное» наименование, кроме обычной госпошлины за регистрацию юрлица в сумме двух тысяч рублей (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК), вам нужно будет уплатить еще десять тысяч (подп. 57 п. 1 ст. 333.33 НК). То есть, всего двенадцать тысяч рублей. Причем, если Правительство не согласится присвоить вам «российское» имя, эти деньги вам все равно уже не вернут.

И последнее, что стоит знать о наименованиях – это активная «нелюбовь» налоговиков к компаниям, которые пытаются зарегистрироваться «под маркой» органов власти. Глава ведомства Анатолий Сердюков высказался по этому поводу так: «сейчас мы не вправе отказать в регистрации, даже если название юрлица дублирует название таких госорганов, как ФСБ или Минфин. Но этот пробел в законодательстве необходимо ликвидировать в ближайшее время, приняв закон о фирменных наименованиях». Тем не менее, хотя формально отказать в регистрации компании ООО «ФНС» из-за ее экстравагантного названия налоговики и не смогут, будьте уверены, они постараются найти любую другую официальную причину для отказа.

Камень второй – адрес

Снимать офис недешево. Особенно, если вы только начинаете работать и еще «не раскрутились» на столько, чтобы платить немалую аренду. В этом случае вы можете зарегистрировать юрлицо и на домашний адрес. Сейчас это разрешено. Однако такой ход чреват неприятными последствиями. Например, если вы соберетесь ставить на учет кассовый аппарат, налоговая инспекция потребует, чтобы вы предоставили ей договор аренды. В результате придется договор аренды заключать впопыхах и вносить изменения в учредительные документы. А это стоит денег.

Не секрет, что многие «новорожденные» фирмы покупают юридические адреса с полным почтовосекретарским обслуживанием в специальных конторах. Это гораздо проще и дешевле, чем арендовать реальный офис. Однако покупные адреса могут сослужить плохую службу. Ведь на одном таком адресе, скорее всего, уже благополучно зарегистрировано несколько фирм. А налоговики утверждают, что по массовым адресам регистрируются типичные однодневки. И инспекторы серьезно настроены остановить эту порочную практику.

О намерении отказывать в регистрации фирмам с «неправильными» адресами налоговики сообщили в письме ФНС от 1 февраля 2005 года № 14-1-04/253@. Так, если компания регистрируется по адресу, который попал в «черный список» налоговиков как «массовый», заявление о регистрации в этом случае будет считаться просто не предоставленным.

Конечно, с правовой точки зрения такая позиция фискальных органов вызывает массу нареканий. Тем не менее, они ей вовсю пользуются. А фирмам остается только подавать в суд.

Камень третий – документы

Вот список документов, которые положено подавать на регистрацию:

  • устав;
  • решение о создании юридического лица;
  • учредительный договор (если у фирмы несколько учредителей);
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • заявление о регистрации.

Нужно помнить, что Устав и Учредительный договор обязательно должны быть прошнурованы и пронумерованы. На обратной стороне должна быть наклеена бумажка с надписью «прошито, пронумеровано столько-то листов» и стоять подписи всех учредителей.

Заявление на регистрацию заверяет и прошивает нотариус, но делает он это только с первыми тремя листами. Поэтому не забудьте оставшиеся листы пришить к первым трем. Или попросите об этом нотариуса (они иногда идут навстречу). На обратной стороне заявления сделайте запись, сколько листов прошито и пронумеровано, и поставьте подписи. Не забудьте проверить наличие всех подписей внутри самого заявления.

Не думайте, что рекомендации по «шитью» и подписям – простое занудство канцелярского педанта. Дело в том, что если документы будут не прошиты или не пронумерованы, или будут отсутствовать подписи, налоговики могут отказать вам в регистрации.

Обратите внимание, расписка в получении документов налоговым органом к заявлению не подшивается. Ее можно и вовсе не распечатывать. В инспекции этот документ сделают сами.

Квитанция о государственной пошлине должна быть обязательно заполнена заявителем или хотя бы подписана его фамилией. Неправильно заполненная квитанция влечет за собой отказ в регистрации.

Да, и не забудьте, если вы хотите стать упрощенцем, сразу с заявлением на регистрацию подавайте заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Как это делают в Москве

На примере столицы опишем, как регистрация фирмы проходит на практике.

Чтобы свидетельство о регистрации вам выдали лично в руки, в МИФНС № 46 по городу Москве нужно приезжать вместе с директором (он же заявитель). Можно, конечно, и без него, но тогда ответ вам пришлют по юридическому адресу создаваемой организации.

Итак, прибываете в инспекцию № 46 и идете в зал №1, в котором подают заявления на регистрацию. Приготовьтесь к тому, что в зале, кроме одной очень маленькой скамейки, сидеть больше не на чем. Так что, ожидая своей очереди, придется постоять. Надо отметить, что сейчас очередь идет очень спокойно и без нервотрепки. При входе в зал автомат выдает вам талончик с кодом и номером. Буква означает код вашей операции, а цифра – номер вашей очереди. В зале очень много табло, которые показывают, чья сейчас очередь и в какое окошко достоявшемуся обращаться.

Когда подошла ваша очередь, вы идете к окошку и отдаете инспектору весь пакет документов и ваш талончик. Устав и Учредительный Договор лучше сдавать в двух экземплярах. Тогда один экземпляр инспектор вернет вам со своей отметкой.

Имейте в виду, сотрудники инспекции принимают документы, «не глядя». Они не проверяют, что в них написано, везде ли есть подписи. Ведь у налоговиков по регламенту отводится две минуты на человека. Поэтому лучше самим лишний раз проверить, все ли вы прошили, пронумеровали и подписали. Ведь из-за мелких огрехов можно лишиться свидетельства, потеряв при этом еще и на госпошлине. Ее в случае отказа не возвращают.

Итак, документы сданы, а вам остается только ждать. Семь дней. После чего опять, прихватив директора, ехать в инспекцию. Только идти уже в зал №5 МИФНС №46, где по паспорту с распиской о сдаче документов получить талончик и ждать своей очереди и участи.

Если вы сделали все правильно, то в окошке вы получите свой Устав, Учредительный Договор, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. В выписке уже будут указаны регистрационные номера в Пенсионном Фонде, Фонде Социального Страхования, в Фонде Обязательного Медицинского Страхования.

А дальше выходите за пределы налоговой, открываете шампанское и выпиваете за успех предстоящего дела!

Наталья БАЗАЛЕЙ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.