Выбираем нормы по расходам на ГСМ
11.01.2008 распечататьЕсли фирма имеет в собственности или арендует автомобили и использует их в своей деятельности, то расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для транспорта она может относить на себестоимость. Вопрос заключается только в том, в каком размере? В этом случае у фирмы есть два варианта решения проблемы, один из которых идет вразрез с мнением чиновников.
В настоящее время налоговые и бухгалтерские нормативные акты не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, которые связаны с использованием ГСМ при эксплуатации автомобилей.
Напомним, что к горюче-смазочным материалам относятся, прежде всего, топливо (бензин, дизельное топливо и пр.), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла) и специальные жидкости (тормозные, охлаждающие).
Согласно главе 25 Налогового кодекса, расходы на содержание служебного транспорта, к числу которых относятся и расходы на приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Важным моментом является то, что налоговое законодательство не ограничивает расходы на содержание служебного транспорта какими-либо нормами, поэтому для целей налогообложения предусматривается списание расходов на топливо и смазочные материалы по фактическим затратам. Не стоит забывать, что они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Но в недавно вышедшем письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640 говорится, что затраты на покупку бензина для служебных автомобилей можно списать лишь в пределах норм, установленных Минтрансом России.
это важно
Налогоплательщику в отношении автомобилей, по которым нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, которая предоставляется изготовителем автомобиля.
Расходы «по-минфиновски»
Финансисты предлагают фирмам использовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые утверждены Минтрансом России от 29 апреля 2003 г. и приведены в руководящем документе Р3112194-0366-03. Абзацем 2 раздела «Общие положения» этого документа установлено, что нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для осуществления расчетов по налогообложению предприятий.
При этом расходы на покупку бензина для служебных легковых автомобилей должны удовлетворять требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса, и могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами.
Однако в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса говорится об ограничении расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (эти нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92).
При этом относительно расходов на содержание служебных автомобилей в Налоговом кодексе ничего не сказано. К тому же Минтранс России не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ).
Таким образом, оснований для применения в целях налогообложения норм, установленных Минтрансом, нет. Поэтому затраты на приобретение топлива налогоплательщик вправе учитывать в полном объеме.
При этом требование обоснованности подвигает организацию к разработке и утверждению собственных норм расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для транспорта, который используется для производственной деятельности с учетом его технологических особенностей. Однако обязанностью это, безусловно, не является.
внимание
Если фирма разрабатывает собственные нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для транспорта, которые используются для производственной деятельности, то порядок расчета таких норм ей следует закрепить в своей учетной политике.
Разработка собственных норм
При разработке собственных норм фирма может исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, которые составлены представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению, и др.
Можно учитывать при их разработке сезонные колебания потребления топлива и другие корректирующие коэффициенты. Именно эти нормы и будут использоваться организацией как экономически обоснованные для целей списания ГСМ и для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль.
Заметим, что при разработке собственных норм фирма может ориентироваться на нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России от 29 апреля 2003 г.
Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета списания расходов на ГСМ на практическом примере.
Пример
Водитель генерального директора ООО «Ветерок» получает из кассы под отчет денежные средства в размере 2000 рублей для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов на сумму 1600 руб. за отчетную дату.
При этом списание бензина происходит по нормам, утвержденным в учетной политике организации, на основании путевых листов и актов списания топлива, которые сдаются в бухгалтерию организации.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 71 Кредит 50
— сотруднику выданы денежные средства для оплаты ГСМ на сумму 2000 рублей;
Дебет 50 Кредит 71
— сотрудником возвращена неиспользованная сумма денежных средств в размере 400 руб. (2000 – 1600);
Дебет 10-3 «Топливо» Кредит 71
— отражена стоимость приобретенных ГСМ на сумму 1600 руб.
Дебет 20 (23, 26, 44) Кредит 10-3
— стоимость бензина, израсходованного сотрудником, отнесена на расходы организации с сумме 1600 руб.
Руководство к действию
В заключение делаем вывод о том, что фирма, которая понесла затраты на приобретение топлива для служебного автотранспорта, при расчете налога на прибыль:
- вправе применять нормы, утвержденные руководящим документом, как рекомендует Минфин России, либо разработать свои собственные нормы, закрепив данный порядок в своей учетной политике;
- может учитывать расходы в уменьшение налоговой базы в полном объеме. В этом случае ей надо быть готовой к возможным спорам с налоговой инспекцией, а также к отстаиванию своей позиции в суде.