Властелин колец

Властелин колец

15.06.2007 распечатать

Мечта — это то, что делает женщину загадочной. И мечта о том, что однажды на ее туалетном столике появится голубая коробочка, перевязанная белой атласной лентой, — одна из самых сокровенных. Дело всей своей жизни — создание ювелирной империи — Чарльз Тиффани выполнил на совесть.

Америка, 1837 год. Два молодых человека, всегда тяготевшие к прекрасному, решают превратить увлечение изысканными безделушками в дело всей жизни. Но откуда средства у двадцатилетних юношей? Они берут у родителей 500 долларов взаймы на «раскрутку» собственного бизнеса — небольшой антикварной лавки. Фирму называют Tiffany&Young, по фамилиям основателей — Чарльза Льюиса Тиффани и Джона Берни Янга. Поначалу компаньоны не могли похвастаться большими прибылями: первая выручка была всего-то 4,98 доллара. Несмотря на это их магазин быстро стал популярным — ведь в нем можно было найти вещи неожиданные, оригинальные, подчас даже уникальные.

В 1849 году фирма начала заниматься не только перепродажей изысканных безделушек. Чарльз и Джон пробуют сами создавать украшения в соответствии со вкусами американского покупателя. А вкусы эти были самыми разными. В то время число американских семейств, не имевших приличной родословной, но сделавших хорошие состояния на нефти, золоте, угле, скоте или строительстве железных дорог, росло в геометрической прогрессии. Эти простоватые, но напористые янки требуют от Tiffany&Young изделий по принципу «роскошно и много». Но в том-то и есть главная составляющая оглушительного успеха Тиффани–Янга: они сумели уловить эту особенность соотечественников и не преминули ею воспользоваться. Полученные от новоявленных богачей огромные средства они тратили на привлечение талантливых мастеров, за творения которых большинство музеев мира готовы многое отдать.

Однако не все было гладко между некогда единомышленниками. Спустя 16 лет после основания бизнеса отношения Чарльза и Джона начали портиться, и их дружба дала трещину. В конце концов Чарльз постепенно прибрал к рукам их совместное детище и в 1853 году стал единоличным владельцем Tiffany&Со. С этого года пошел новый отсчет времени для компании, и его символом стали известные часы. Над центральным входом в магазин был помещен большой круглый циферблат с римскими цифрами, покоящийся на плечах мифического героя Атласа. Сегодня эта композиция является неотъемлемым атрибутом всех бутиков компании.

Первые успехи

Обороты компании росли, Чарльз богател. Но, как оказалось, не все можно купить за деньги. Ювелирный магнат хотел признания того, что его украшения — это не просто красивые безделушки, он мечтал, чтобы они стали неким символом респектабельности.

Чарльзу повезло: в 1861 году Честный Эйб (как иногда называли Авраама Линкольна) незадолго до собственной инаугурации купил в Tiffany оправленный в желтое золото мелкозернистый жемчуг. Мэри Тодд Линкольн, без двух минут первая леди, желала быть безупречной на самой важной в жизни мужа церемонии. Как известно, нет большей удачи для ювелирного дома, чем признание первых лиц государства. С тех пор, как Чарльза заметили в Белом доме, он мог вздохнуть спокойно — теперь можно было рассчитывать на тесное сотрудничество с американской администрацией. Так и оказалось: на протяжении всей истории существования Tiffany оставалась излюбленным ювелирным домом представителей высшей государственной власти.

Гражданская война, начавшаяся в следующем, 1862 году, внесла свои коррективы не только в жизнь обычных американцев — мистер Тиффани, как и все, тоже трудится для победы северян. Однако не украшениями он занимается в этот период — его мастерам пришлось ненадолго забыть о том, что они ювелиры и срочно переквалифицироваться в оружейников: они снабжают армию янки шпагами и хирургическими инструментами. Впрочем, даже в это сложное время они старались не забывать о своем предназначении: некоторых особо выдающихся генералов ожидал сюрприз от Tiffany в виде парадных мечей, осыпанных драгоценностями. Естественно, капитал Чарльза за время войны вырос, ибо даже из столь трагических событий он сумел извлечь выгоду, быстро уловив веяние времени и начав изготавливать оружие.

После Второй мировой войны американский президент Дуайт Эйзенхауэр покупал в Tiffany драгоценность для своей жены. Узнав цену, он спросил: «У вас случайно нет скидки для президентов США?». Ответ был кратким: «Президент Линкольн покупал без скидки».

Везде первый

Говоря о Tiffany, нельзя не упомянуть о «бриллиантовом» периоде ее деятельности. Он начался с того, что в руки Чарльзу попало знаменитое колье Марии Антуанетты. Это было очень выгодным приобретением — ведь Tiffany купила его за бесценок, воспользовавшись революционной неразберихой во Франции. Это самое колье сослужило неплохую службу имиджу Чарльза: ходили слухи, что он специально приехал во Францию и, бродя по развалинам дворца свергнутого короля, нашел драгоценность. Чарльз эти слухи только подогревает: они придают ему таинственности в глазах общества, а это значит, что покупать драгоценности от Tiffany будут чаще.

Столь удачное приобретение воодушевляет Чарльза, и он продолжает скупать лучшие камни. Вскоре его коллекция драгоценностей выглядит довольно внушительно, его начинают называть Королем бриллиантов.

Попав в Париж, Чарльз, похоже, намерен прочно там обосноваться. В 1867 году на Всемирной выставке во французской столице его компания впервые среди иностранных фирм завоевала престижнейшую золотую медаль. Этот момент принято считать датой выхода марки на мировой рынок. О Tiffany теперь знали представители любой уважающей себя августейшей фамилии, этот ювелирный дом в разные периоды своей деятельности сотрудничал с русским императорским домом, королевой Викторией, персидским шахом и императором Бразилии. Родное американское правительство тоже не обделяет вниманием ювелирного магната: в 1885 году Tiffany предлагают поучаствовать в работе по видоизменению государственной печати США. Чарльз не мог отказаться от столь почетного предложения, и результатом усилий его команды явился дизайн, который можно и сегодня увидеть на оборотной стороне американской долларовой купюры.

Главное — грамотный PR

Не только качество продукции занимает честолюбивого Чарльза. Он метит выше: явление, называемое модным нынче словом PR, еще не оперируя такими понятиями, успешно претворяет в жизнь владелец Tiffany&Co. Так, например, в 1858 году во время прокладки телеграфной линии между Европой и Америкой Tiffany делает ход конем: она приобрела 20 миль кабеля и использовала его кусочки, оправленные в золото, в качестве сувениров, печаток и специальных футляров для часов. Продажа этих предметов вызвала такой ажиотаж, что в первый день пришлось вызывать полицию. Этой акцией были убиты два зайца: с одной стороны, она вызвала всплеск патриотизма, с другой — повышение спроса на продукцию Tiffany.

Чарльз Тиффани совершил переворот не только в своей сугубо ювелирной области. В нем обнаружилось редкое сочетание творческого человека и недюжинные способности бизнесмена. И способности эти подсказали Чарльзу, что важно не только то, ЧТО продавать, но и важно КАК. Его компания одна из первых начала выпускать каталоги своей продукции, что, безусловно, было неслыханным по тем временам шагом. Сегодня выпуск каталогов — обычное дело, но многим ли известно, что именно Чарльз Тиффани додумался до этого?

Другим PR-шагом было создание собственного цвета. Обратимся к газетным вырезкам тех лет. В самом начале 1906 года газета The New York sun писала: «Чарльз Тиффани имеет в своем магазине одну вещь, которую вы никогда не сможете у него купить, даже за очень большие деньги, потому как он может вам ее только дать. Это одна из его коробочек». И действительно: мистер Тиффани ввел одно нерушимое правило для своих сотрудников: ни одна коробочка с надписью Tiffany не может покинуть магазин, если в ней нет изделия от Tiffany. Во многом ажиотаж вокруг Tiffany blue box был обусловлен ее ярким, необычным цветом. Сегодня, наверное, только самый неосведомленный не знает, о чем говорит особый оттенок голубого, почти бирюзовый цвет, знакомый всем ценителям ювелирной роскоши. По инициативе основателя вплоть до сегодняшнего дня вся атрибутика компании — упаковки, коробочки, бумажные пакетики, брошюры имеют характерный голубой оттенок. «Голубой Тиффани» имеет четкую ассоциацию с брендом Tiffany&Со. Впрочем, не будем преувеличивать роль голубого цвета в истории дома, ведь главное все-таки то, что внутри коробочки.

На протяжении почти 120 лет после выпуска первого кольца обладательницы такого украшения обеспечивали себе расположение замужних дам и зависть еще незамужних приятельниц.

Уж замуж невтерпеж

Внутри коробочки часто оказывается самый желанный и долгожданный для любой женщины предмет — кольцо для помолвки. Как ни громко это прозвучит, Tiffany открыла новую эпоху в этой области. Известно, что у современных невест считается хорошим тоном, если жених делает предложение руки и сердца, скромно протянув своей избраннице классическое кольцо из коллекции Tiffany, изготовленное как раз для такого случая. Самое же первое кольцо для помолвки было выпущено компанией еще в 1886 году. Тогда оно вызвало большой интерес и удивление, ведь его облик переворачивал все представления об этом аксессуаре. Дизайнеры Tiffany поместили камень как бы над самим кольцом, что позволило ему заиграть всеми своими гранями.

Основатель дома, подаривший ему свое имя, прожил долгую жизнь — 90 лет и скончался в 1902 году. Компанию возглавил его сын Луис Комфорт Тиффани. Он не был блестящим ювелиром, но его вклад в историю Tiffany сложно переоценить. Знаменитые настольные лампы, превращенные из обычного предмета интерьера в произведения искусства, за которые сегодня на аукционах выкладывают не один миллион долларов, обязаны своим существованием именно Луису Тиффани. Техника «Тиффани» чрезвычайно популярна сегодня, в ней выполняют предметы интерьера, витражи.

В середине ХХ века дела Tiffany были не так хороши, как прежде. В 1955 году компания была продана менее чем за четыре миллиона долларов. Хозяином легендарной марки стал Уолтер Ховинг. Он попытался возродить былое величие Tiffany, и ему это удалось. Он не пожалел средств, чтобы привлечь к сотрудничеству лучших ювелиров. Дела компании поправились, а ассортимент расширился за счет часов и парфюмерии. Сегодня в числе ведущих дизайнеров дома Tiffany Палома Пикассо, младшая дочь знаменитого художника, и Эльза Перетти. Работы этих мастеров знамениты своими поразительно плавными, «медитативными» очертаниями.

Сегодня Tiffany&Co — это сеть из более 100 магазинов по всему миру. Ее ежегодный оборот достигает миллиарда долларов. Времена меняются, но коробочка цвета «голубой Tiffany» остается такой же желанной, как и сто лет назад.

Татьяна ИЩЕНКО

Легендарный завтрак

Один из шикарных бутиков компании расположен в Нью-Йорке на Пятой авеню, 727. Именно у витрин этого магазина ела пончики героиня Одри Хепберн в нашумевшем фильме по новелле Трумэна Капотэ «Завтрак у Тиффани». После выхода картины в мировой прокат многие туристы заходили в Tiffany на Пятой авеню и спрашивали: «Где тут можно позавтракать?»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.