Валютный контроль

Валютный контроль

31.01.2008 распечатать

В последнее время обострились отношения таможенных органов и участников ВЭД. От действий таможенников, налагающих значительные санкции, страдают в равной мере как импортеры, так и экспортеры. С чем связана сложившаяся ситуация, и о том, как фирмы смогут преодолеть ее без ущерба для себя, расскажет начальник юридического отдела ООО «Аудиторская служба «СТЕК» Наталья Фиш.

Юридическое обоснование

Объектом внимания таможенных органов в рассматриваемой нами ситуации становятся операции, которые относятся к периоду конца 2006 — начала 2007 года. Это связано с тем, что срок давности по таким правонарушениям составляет один год с даты его совершения.

Такое правонарушение не является длящимся.

Позиция Верховного суда по этому вопросу такова: длящимся является административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку к длящимся административным правонарушениям не относится.

Итак, российская организация и компания-нерезидент заключают внешнеторговый контракт на поставку товаров. На основании контракта организация оформляет в банке паспорт сделки.

Экспорт

Разберем ситуацию, когда российская компания экспортирует товар. Здесь в первую очередь важен срок оплаты, установленный контрактом.

В соответствии с п.4 ст.15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить в том числе получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Красноречивые цифры

По данным Таможенной службы РФ за январь — сентябрь 2007 года в страны СНГ было экспортировано товаров на сумму в 36 918,2 млн долларов, импортировано — на сумму 21 404,5 млн долларов.

Импорт

В ситуации, когда речь идет об импорте, важными являются положения, определяющие срок поставки. На основании п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентом за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары.

Поскольку условиями контракта, как правило, отдельно не оговорены сроки возврата денежных средств за не поставленный в установленный срок товар, вышеуказанные средства за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары должны быть возвращены в срок, отведенный, согласно условиям контракта, на поставку товара.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля составляется протокол об административном правонарушении.

Как правило, в своих возражениях при составлении протокола руководитель организации указывает следующее:

  • при экспорте: на момент составления протокола денежные средства по контракту за экспортируемый товар поступили в полном объеме;
  • при импорте: на момент составления протокола импортируемый товар по контракту поступил в полном объеме, условия контракта не содержат обязательства поставщика вернуть деньги за не поставленный товар в день поставки.

Такие доводы организации не принимаются во внимание в связи с тем, что, по мнению таможенных органов, резидент не освобождается от ответственности в силу ст. 19 Закона № 173-ФЗ.

Эффективным способом досудебного урегулирования возможных споров является заключение дополнительного соглашения.

Этот закон устанавливает обязанность резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение иностранной валюты в сроки, установленные в контракте. То обстоятельство, что в последующем товар все же был поставлен на территорию РФ (при импорте) и денежные средства были получены (при экспорте), не исключает производства по делу, поскольку последующим действиям импортеров (экспортеров) за пределами согласованных сроков законодатель не придает правового значения.

Таким образом, по мнению таможенных органов, применение ответственности, установленной КоАП РФ, является законной, обоснованной и необходимой мерой в целях предупреждения административных правонарушений в сфере валютного законодательства РФ.

При определении суммы штрафа таможенными органами учитываются обстоятельства, отягчающие ответственность, к которым относится, в частности, привлечение организации в течение года к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Обстоятельств, смягчающих ответственность, как правило, не устанавливается.

К объективным обстоятельствам, препятствующим выполнению организацией обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, относятся, например, выяснение информации о надежности и деловой репутации контрагента, применение к контрагенту штрафных санкций, обращение в судебные органы для урегулирования спора, заключение соглашения о продлении сроков поставки (оплаты) товара.

В настоящее время наиболее эффективным представляется заключение дополнительного соглашения. Например, при импорте товара возможно заключение дополнительного соглашения, определяющего срок возврата валюты. В этом случае разногласия можно снять еще на стадии рассмотрения протокола таможенными органами, и штраф к организации применяться не будет.

В случае принятия таможенными органами постановления о привлечении к административной ответственности организация сохраняет право обратиться в арбитражный суд.

Наталья Фиш

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...