Устанавливаем отношения с банком

Устанавливаем отношения с банком

27.01.2006 распечатать

У фирмы появился крупный заказчик, которому удобно работать через определенный банк. Чтобы не потерять капризного, но перспективного клиента фирма вынуждена открыть счет в этом кредитном учреждении. Все хлопоты по данному вопросу ложатся, конечно же, на плечи бухгалтера.

В соответствии с действующим законодательством все организации должны хранить денежные средства в банках. При этом у фирм есть право иметь несколько счетов в разных кредитных учреждениях. Наличие у предприятий нескольких счетов, как правило, обусловлено производственной необходимостью и элементарной осторожностью. Многие руководители следуют принципу «не хранить яйца в одной корзине».

Готовим документы

Итак, у организации появилась необходимость открыть новый рублевый счет. Порядок открытия счета устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами (ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Для этого требуется представить в банк пакет документов. Надо сказать, что у разных банков перечни необходимых бумаг могут отличаться, впрочем, как и требования к ним. Но в основном набор документов однообразен. Прежде всего в список входят: заявление на открытие расчетного счета по типовой форме 0401025, договор между фирмой и банком, карточка с образцами подписей руководителя предприятия (его заместителя), главного бухгалтера и оттиска печати. Также необходимо представить нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации и т. д. Полный список указан в инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28.

Все документы, представленные в банк, проходят юридическую проверку. Как правило, если у кредитного учреждения нет претензий к оформлению бумаг и сомнений в их подлинности, стороны подписывают договор об открытии расчетного счета. Обычно банки принимают решения за два-три рабочих дня. Затем фирме присваивается номер счета и она может пользоваться услугами банка. Ежедневно или в другие установленные сроки банк выдает организации выписки из расчетного счета, в которых указываются обороты и остатки.

Фирме необходимо помнить о том, что если в ее учредительные документы внесены изменения, то об этом нужно сообщить в банк, в частности, представить копии измененных документов.

Поделимся информацией с налоговой

О том, что та или иная фирма открыла новый счет, банк должен поставить в известность налоговую инспекцию по месту регистрации клиента (приказ МНС России от 4 марта 2004 г. №БГ-3-24/179). Однако ту же самую информацию налоговикам обязана предоставить и сама организация. Причем сделать это надо в письменном виде в течение 10 дней (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если фирма нарушит установленный срок, то ей грозит штраф в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ). Кстати, такое же наказание ждет фирму, если она не сообщит о закрытии счета. В случае, если счет ликвидирован по инициативе банка, организация имеет шанс избежать штрафа. Только надо доказать, что компания ничего не знала о действиях кредитного учреждения и, следовательно, не смогла сообщить об этом в инспекцию (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2005 г. по делу № Ф04-941/2005(9032-А27-19), Поволжского округа от 10 февраля 2005 г. по делу № А55-7842/2004-22, Уральского округа от 13 ноября 2003 г. по делу № Ф09-3813/ 03-АК).

Как увеличить лимит?

Взаимоотношения банка и фирмы не ограничиваются хранением денежных средств и их переводом на счета клиентов. Банк имеет право осуществлять контроль за тем, полностью ли фирма оприходовала в кассу полученные в банке деньги и не превышен ли лимит кассы.

В кассе организации может находиться определенная сумма денежных средств – так называемый лимит. Лимит фирме устанавливает банк. Для этого бухгалтер заполняет в двух экземплярах специальный бланк (по форме № 0408020, установленной в Положении Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П. Далее – Положение № 14-П ). В нем бухгалтер указывает реальные доходы и расходы предприятия за предыдущие три месяца работы. Размер лимита рассчитывается на основании этих сумм. Не факт, что полученные цифры будут удовлетворять желаниям фирмы. В этом случае можно попросить кредитное учреждение установить другой уровень, до удобной суммы. Причиной для такой просьбы может служить предполагаемое увеличение выручки. Практика свидетельствует, что банки идут навстречу своим клиентам.

Лимит кассы утверждается в начале каждого года, но это не значит, что до конца года его нельзя поменять. Пункт 2.5 Положения № 14-П дает банкам такое право при наличии «обоснованной просьбы предприятия».

В том случае, когда организация имеет филиал с отдельным балансом и расчетным счетом, лимит кассы устанавливается для каждого подразделения в отдельности. Единый лимит по кассе определяется, если филиал не составляет отдельного баланса и не имеет расчетного счета.

Для организации, имеющей расчетные счета в нескольких кредитных учреждениях, лимит кассы устанавливает только один банк. Остальные банки могут попросить фирму письменно уведомить их об этом.

Если же предприятие не представило расчет лимита кассы ни в один банк, то любая денежная наличность в кассе будет считаться сверхлимитной. А это, напомним, грозит штрафом в размере от 40 000 до 50 000 рублей для фирмы и от 4000 до 5000 рублей для руководителя или главного бухгалтера (ст. 15.1 КоАП).

Сдаем выручку в банк

Зачастую бухгалтер, обнаружив превышение лимита, идет на хитрость. Излишнюю сумму «выдает» под отчет сотруднику фирмы. То есть выписывает на него соответствующий расходный ордер, например, с формулировкой «под отчет на хозяйственные нужды». А на следующий день «принимает» эту сумму обратно. Таким образом можно отсрочить сдачу наличности в банк.

А вот торговым фирмам избежать сдачи выручки в банк никак не удастся. Для того чтобы сдать выручку в банк, нужно заполнить объявление на взнос наличных денег. Оно заполняется либо лицом, которое хочет положить деньги на счет (не обязательно бухгалтером), либо сотрудником банка (в каждом банке свои правила). Объявление состоит из трех частей, которые заполняются одинаково. Две из трех частей забирает банк, а третья (квитанция) остается организации и прикрепляется к расходному кассовому ордеру.

Если у организации возникают проблемы со сдачей выручки в кредитное учреждение, то ее можно решить с помощью инкассации. Такой способ транспортировки денег в банк имеет больше плюсов, нежели минусов. Положительные стороны: во-первых, безопасность. Ваши деньги будут доставлены в банк под охраной. Во-вторых, если у фирмы будет договор инкассации, то за несвоевременность сдачи денег будет отвечать банк. И если лимит будет превышен по вине инкассаторов (не приехали за выручкой), то фирма избежит наказания. Доказательством тому служит постановление Пленума ВАС РФ от 5 ноября 1996 г. № 3561/96.

График и время заездов инкассаторов оговаривается в договоре. При инкассации бухгалтер-кассир заполняет два экземпляра препроводительной ведомости. После сдачи денег он должен проверить, правильную ли сумму зачислили на счет фирмы. В качестве подтверждающих документов банк выдает мемориальный ордер, приложение к препроводительной ведомости и акт о вскрытии сумки.

Минус доставки денег через инкассацию – это то, что у фирмы возникают дополнительные расходы.

C. Кончакова, гл. бухгалтер

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.