Униформа для первички

Униформа для первички

20.07.2002 распечатать

Закон о бухгалтерском учете требует составлять первичные документы по унифицированным формам, разработанным Госкомстатом. К этой обязанности нужно относиться очень внимательно, иначе конфликты с налоговой неизбежны.

Терпенье и труд
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предприятие должно подтверждать свои хозяйственные операции первичными документами. Причем эти документы нужно составлять не в произвольном виде, а по соответствующим унифицированным (типовым) формам. Исключение составляют документы, для которых такие формы не разработаны: их можно разработать самостоятельно (обязательные реквизиты перечислены в том же законе).
Согласно постановлению правительства от 8 июля 1997 г. № 835, унифицированные формы утверждает Госкомстат. За пять лет плодотворной работы он разработал более 230 форм. Многие из них оказались чересчур громоздкими. Чтобы заполнить некоторые многостраничные бланки, такие как акт о приемке материалов (форма № М-7), требуется немало терпения.
Терпеть есть ради чего. Даже самый безобидный недочет в оформлении первички может привести к тому, что налоговый инспектор просто не примет "неправильно" оформленные расходы. Как следствие, он пересчитает налог на прибыль, не забыв про пени и штрафы. Такое право налоговикам предоставляет статья 252 Налогового кодекса. Она позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль только на "обоснованные и документально подтвержденные затраты", то есть оформленные в соответствии с законодательством.
Впрочем, налоговики требовали скрупулезного соблюдения правил оформления первички и до вступления в силу 25-й главы Налогового кодекса. Но, к счастью, суды в случае явных придирок со стороны налоговиков вставали на сторону налогоплательщиков.
В своих решениях судьи указывали, что "незначительные недостатки" в оформлении первичных документов не говорят об отсутствии хозяйственной операции (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2000 г. по делу № А56-23126/99). Такие недостатки (например, отступление от унифицированных форм) не дают налоговикам права не признавать затраты, понесенные предприятием. Главное, чтобы ошибки в первичке "не искажали сути финансовых и материальных показателей" и чтобы документ содержал всю "необходимую информацию для целей налогообложения" (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2001 г. по делу № А56-658/01).
Не остался в стороне и Высший Арбитражный Суд. В постановлении от 24 ноября 1998 г. по делу № 512/98 он дал понять, что документы, оформленные с некоторыми нарушениями (например, без указания должностей ответственных работников или их Ф.И.О.), все же могут подтверждать понесенные затраты.
Инструкция по пользованию
Унифицированные формы можно купить в канцелярских или книжных магазинах и заполнять от руки. Но большинство предпочитает составлять первичку с помощью бухгалтерской программы.
Что можно, а что нельзя менять в унифицированных формах, определяет постановление Госкомстата от 24 марта 1999 г. № 20. Вы можете изменить размер формы или отдельных ее граф. Удалять какие-либо графы запрещено, какой бы громоздкой форма ни была. Добавлять графы можно. Исключение составляют документы по учету кассовых операций: в них нельзя ни добавлять, ни удалять графы.
В свободных графах первичного документа нужно ставить прочерки. Этого требует Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное еще Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105 и никем не отменное.

Арбитражной практики по 25-й главе пока нет, но специалисты уверены, что судьи останутся верными себе. "По сути статья 252 Налогового кодекса ничего не изменила. Просто раньше первичные документы были предметом интереса налоговиков из-за того, что прибыль рассчитывали на основании данных бухгалтерского учета. Теперь же, с введением налогового учета, потребовалось записать в кодекс, что данные этого учета формируются на основе тех же первичных документов. Больше ничего нового не произошло. Поэтому вряд ли суды изменят свою позицию", — считает Денис Щекин, партнер московской юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Было бы предприятие, а статья найдется
Как видно, если первичный документ оформлен неправильно, доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов можно избежать. Но в арсенале налоговиков есть другое оружие — статья 120 Налогового кодекса ("Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения"). Одним из "грубых нарушений" является отсутствие первичных документов. Налоговики считают, что если документ оформлен неправильно, то он отсутствует. И налагают штраф от 5 до 15 тысяч рублей.
Поступать так налоговикам рекомендует письмо МНС от 10 июля 2000 г. № МШ-09-8а/7973@. В нем министерство "разъяснило" подчиненным, что иногда лучше довольствоваться малым: брать штраф по 120-й статье, чем не признавать затраты, рискуя потом проиграть в суде.
Впрочем, некоторые бухгалтеры готовы скорее заплатить этот штраф, чем тратить время на оформление бумаг просто "для галочки". "Мы готовы к тому, что заплатим штраф по статье 120, — рассказывает Ксения, главный бухгалтер небольшой московской торговой фирмы. — Все равно проверок без штрафов не бывает ( налоговикам же тоже надо отчитываться. А заполнять все эти формы иногда просто не хватает сил. Но, конечно, мы не злоупотребляем. А то налоговая решит, что штрафа по 120-й недостаточно".

Ольга САЛЬНИКОВА,
эксперт "Расчета"
Есть такая форма
Из более 230 унифицированных форм первичных документов лишь часть должны применять практически все предприятия. Это формы первички для учета:
материалов (постановление от 30 октября 1997 г. № 71а) * ;
основных средств (постановление от 30 октября 1997 г. № 71а);
нематериальных активов (постановление от 30 октября 1997 г. № 71а);
кассовых операций (постановления от 18 августа 1998 г. № 88, от 25 декабря 1998 г. № 132);
торговых операций (постановление от 25 декабря 1998 г. № 132);
оплаты труда (постановления от 6 апреля 2001 г. № 26, от 30 октября 1997 г. № 71а);
расчетов с подотчетными лицами (постановления от 1 августа 2001 г. № 55, от 6 апреля 2001 г. № 26);
результатов инвентаризации (постановления от 27 марта 2000 г. № 26, от 18 августа 1998 г. № 88).

Остальные формы могут потребоваться лишь определенному кругу предприятий. Речь идет о формах первичных документов для учета:
капитального строительства и ремонтно-строительных работ (постановления от 11 ноября 1999 г. № 100, от 30 октября 1997 г. № 71а);
операций в общепите (постановление Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132);
работы строительных машин и механизмов (постановление от 28 ноября 1997 г. № 78);
сельскохозяйственной продукции и сырья (постановление от 29 сентября 1997 г. № 68);
работы автомобильного транспорта (постановление от 28 ноября 1997 г. № 78; помимо автотранспортных предприятий эти формы нужны "обычным" предприятиям для начисления зарплаты водителям и учета бензина);
гуманитарной помощи (постановление от 26 марта 2001 г. № 21).

-------------

* Здесь и далее в скобках приведены реквизиты постановлений Госкомстата, которыми утверждены соответствующие формы.

Бератор нового поколения
УСН НА ПРАКТИКЕ

Полное руководство для бухгалтера по ведению учета на УСН. Правила учета, которые нужны любому «упрощенцу».

Подключить бератор

Бератор УСН на практике

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...