Уголовные истории

Уголовные истории

30.10.2001 распечатать

Мы собрали реальные истории, связанные с уголовными делами, где главные действующие лица - бухгалтеры. Некоторые из этих историй вполне обычны, другие скорее экзотические. Имена, фамилии и названия всех организаций изменены по этическим соображениям.

История первая: о волшебной печати

Руководитель небольшой фирмы "Элис", торгующей компьютерными программами и видеокассетами, Андрей Сигачев предложил своей хорошей знакомой Светлане Смирновой поработать у него бухгалтером. Светлана на тот момент уже была главбухом в торговой фирме "Меридиан", но нагрузка там была небольшая, и время на дополнительный заработок оставалось.
Сначала она только составляла отчетность для фирмы Андрея, но со временем стала вести всю бухгалтерию. Сигачев решил, что Светлана "свой человек" и ей вполне можно доверять. Он намекнул, что неплохо бы найти фирму, через которую можно было бы по фиктивным договорам обналичивать деньги: "Понимаешь, если платить все налоги, то самим так мало остается, а так…" "Конечно", — согласилась Светлана.
Выход был найден быстро: на своей основной работе Светлана имела доступ к печати, которую она и решила использовать для оформления фиктивных документов. Так появились счета-фактуры и накладные, согласно которым фирма "Элис" "покупала" у "Меридиана" небольшими партиями комплектующие для компьютеров и оргтехники, диски, видеокассеты за наличный расчет. Естественно, эти расходы относились на себестоимость. Таким нехитрым образом Андрей и Светлана уходили от налогов и получали наличные в собственное распоряжение.
Через какое-то время Светлана была вынуждена уйти с работы в "Меридиане". И та самая "волшебная печать" стала для нее недоступна. Однако такая "мелочь" уже не могла остановить Смирнову и Сигачева. Они просто подделали печать. И все было бы хорошо, если бы не случай — директор "Меридиана" потерял печать и как положено заявил об этом в налоговую инспекцию.
Первая же выездная налоговая проверка фирмы "Элис" обнаружила, что на документах стоит печать, потерянная "Меридианом". Информацию передали в налоговую полицию, которая и возбудила уголовное дело по факту подделки платежных документов и печати (ст. 327 УК РФ), а также за неуплату налогов "группой лиц в особо крупном размере" (ч. 2 ст. 199).
Финал этой истории прост и печален. Состоялся суд. Светлана все признала. А вот директор-искуситель от всего отказывался и "искренне недоумевал" по поводу показаний Смирновой. Но суду были представлены все поддельные договоры о поставках продукции за подписью Сигачева и множество других бухгалтерских документов.
В результате Андрея приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы условно и на два года лишили права занимать руководящие должности. Светлана получила два с половиной года условно.

История вторая: о воздушных замках

Генеральный директор строительной фирмы "Нико" Николай Васин заключил договоры на проведение ремонтно-строительных работ с несколькими заказчиками. Выполнив работы и получив деньги, директор составил фальшивые документы, согласно которым часть работ была выполнена несуществующим субподрядчиком — фирмой "Стройсервис+". Половину выручки по распоряжению Васина бухгалтерия "Нико" перечислила на счет "Стройсервис+". Затем через цепочку фирм-однодневок Васин снял эти деньги со счета. Когда налоговая полиция отследила весь путь денег от "Нико" до кошелька Васина, доказать вину горе-директора не составило труда.
А вот с главным бухгалтером фирмы Ириной Боровской история вышла запутанная. Полицейские обвиняли Ирину в соучастии в сокрытии доходов на сумму более миллиона рублей. Она же утверждала, что числилась в фирме бухгалтером лишь номинально, а всю бухгалтерию реально вел другой человек. Пояснила, что подписывала документы по просьбе директора, а о его преступных намерениях ничего не знала. Полицейские считали, что главный бухгалтер просто не могла не знать, что все работы выполнялись фирмой "Нико" и никакого субподрядчика просто не существовало, а "Стройсервис+" стал фигурировать в документах уже после завершения всех работ.
Несмотря на то, что в суде Васин признал, что сделал все в одиночку и Боровская не получила ни рубля из сумм, перечисленных в "Стройсервис+", осудили в итоге обоих. Руководитель получил три года колонии строгого режима, а главный бухгалтер — два с половиной года условно.

История третья: самая печальная на свете

Это нашумевшее дело известного торгового дома "Орлан". Оно примечательно тем, что за всех реальных мошенников ответить пришлось главному бухгалтеру Ларисе Ашотовой.
Долгое время фирма "Орлан" была вполне преуспевающей, одной из ведущих на рынке торговли бытовой техникой и мебелью. Но потом стали возникать перебои с деньгами. К тому же фирма в духе времени занялась сомнительной авантюрой под лозунгом "Купи у нас телевизор сегодня, а через год мы вернем все деньги". Такая схема не могла долго существовать, у "Орлана" накопились долги на сумму более 30 млн долларов.
Кредиторы — крупные банки — начали предъявлять претензии. Почувствовав, что дело пахнет жареным, руководители скрылись в неизвестном направлении, прихватив с собой все, что можно было унести. Банкиры подали заявление в правоохранительные органы. Доблестная милиция никого из руководства "Орлана" найти не смогла, зато задержала главного бухгалтера Ларису Ашотову, которая, впрочем, никуда скрываться и не собиралась. После краха торгового дома она просто устроилась на работу в другую фирму.
С Ашотовой взяли подписку о невыезде на год, а потом ее арестовали как соучастницу "в хищении кредитных средств мошенническим путем". Так она оказалась в следственном изоляторе.
Ларисе инкриминировали то, что она подписывала заведомо подложные технико-экономические обоснования, под которые торговый дом получал крупные кредиты. Ашотова пыталась объяснить, что банки сами проверяли залоговое имущество, а документы она подписывала уже после того, как их визировали руководители. "С них и надо спрашивать", — резонно считала бухгалтер.
Через полгода после ареста Ларисы дело передали в суд, где оно зависло еще на полтора года. Адвокаты настаивали на проведении более качественной экспертизы финансовой отчетности фирмы, но суд им отказал.
Ирина провела в СИЗО почти три года. Ни во время следствия, ни на суде она не признала себя виновной. Несмотря на все объяснения Ашотовой, суд приговорил ее к трем годам лишения свободы. Этот срок она "отсидела" во время следствия, поэтому ее освободили в зале суда сразу после оглашения приговора.

История четвертая: про месть "по-бухгалтерски"

У главного бухгалтера Алины Антоновой не сложились отношения с директором фирмы Сергеем Самсоновым. Конфликт достиг своей кульминации в период, когда надо было сдавать годовую отчетность. В итоге Самсонов решил уволить Алину. Не имея возможности сразу найти ей замену, он сказал, что не выдаст причитающуюся Антоновой зарплату, пока она не сдаст годовой отчет. И тут Алина поняла, что может хорошо "насолить" своему обидчику.
Она умышленно внесла неправильные данные в налоговые расчеты, в результате чего организация недоплатила налоги на прибыль и НДС. Расчет Антоновой был прост: она сдает отчет с грубыми ошибками и уходит из этой фирмы, первая же проверка выявляет очевидные нарушения и все шишки достаются Самсонову.
Все примерно так и случилось. Единственное, чего не учла Антонова, это скрупулезность налоговых полицейских. Они не стали вешать все обвинения на руководителя, а попытались разобраться в ситуации. В итоге уголовное дело завели именно на Алину.
Развязка в этой истории получилась совсем неожиданной. Когда практически все доказательства были собраны, следователь вдруг закрыл уголовное дело "за отсутствием состава преступления". Мотивировал он свое решение следующим образом: "Целью Антоновой было не уклонение от уплаты налогов, все ее действия спровоцированы конфликтом с руководством фирмы". Такое развитие событий вызвало недоумение у налоговых полицейских, занимавшихся этим делом в самом начале, ведь преступление было практически доказано, а из-за чего оно было совершено — это уже другой вопрос. Один из них даже высказал мнение, что тут не обошлось без взятки.

История пятая: с хеппи-эндом

Главного бухгалтера торговой фирмы Татьяну Иванову обвиняли в уклонении от уплаты налогов в крупном размере (ч. 1. ст. 199 УК РФ). По мнению налоговых полицейских, Татьяна "представляла в налоговые органы бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам с искаженными данными о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации". Искажения заключались в том, что она уменьшила налогооблагаемую базу на сумму, перечисленную по фиктивным договорам.
Однако суд с доводами полиции не согласился и бухгалтера оправдал. Выяснилось, что договоры были заключены руководителем до того, как Иванова стала главным бухгалтером, поэтому об их фиктивности она не знала. К тому же в ходе следствия Татьяна не отказывалась сотрудничать с правоохранительными органами: предоставила все подписанные ею документы, давала объяснения по всем вопросам. В результате за решеткой оказался только руководитель.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...