Телефонный тариф «Новый». От правительства

Телефонный тариф «Новый». От правительства

13.08.2005 распечатать

Как решать проблемы, возникающие у компаний с операторами связи, «Расчет» писал в июньском номере. Однако с 1 июля 2005 года вступили в силу новые Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства от 18 мая 2005 г. № 310. Некоторые пункты – всего лишь официальное закрепление сложившихся отношений. Но есть нововведения, которые серьезно меняют привычную для компаний-абонентов ситуацию.

Новое соединение

К привычным видам телефонной связи (звонки местные, междугородние и международные) теперь добавили еще один – внутризоновую телефонную связь. Именно таким видом воспользуется компания-абонент, если ее работники будут звонить в другой город, но в своем регионе (в своем субъекте Федерации). Сюда же относятся теперь и звонки на мобильные телефоны, если телефон подключен через оператора сотовой связи того же региона.

А вот если компания будет звонить на сотовый, подключенный в соседней республике, – этот звонок будет уже междугородним. Опять таки по нормам, закрепленным в новых правилах (п. 2 раздела 1 «Общие положения»).

Так что и тарифы теперь будут делиться на четыре группы, а не на три, как раньше.

Стоимость внутризоновых звонков оставлена на совести операторов связи. Плата же за международные, междугородние и звонки в пределах одного города по-прежнему определяется для всех на государственном уровне. Заметим, что сейчас в понятие «междугородний» входит и часть звонков на мобильные.

Как же быть со стоимостью таких соединений? По новым правилам получается, что стоимость части сотовых звонков регулирует государство.

Выбираем сами

Сейчас компания-абонент может прямо указать в своем договоре на предоставление услуг связи, в какие именно города и страны будут звонить ее работники. Другим словами, указать конкретные наименования операторов связи, коды городов, стран, звонки по которым компания готова оплачивать. Возможность такого выбора поможет компаниям пресечь «внеплановые» междугородние, а то и международные звонки сотрудников с рабочих телефонов. Если они, конечно, не входят в корпоративную политику компании.

Договор. Что нового?

По новым правилам заявление о заключении договора на оказание услуг связи компания-оператор рассматривает один месяц. Отказаться заключить договор она может лишь в том случае, если подключить телефон нельзя по техническим причинам. Доказывает эту причину компания-оператор сама.

Если же компании откажут предоставить связь без уважительных причин, она сможет потребовать заключить договор в судебном порядке и компенсировать убытки, например, в виде стоимости телефонных переговоров с использованием сотовой связи за тот период, когда не было нормальной телефонной связи.

Оператор также не может отказаться предоставить компании услуги внутризоновой, междугородной и международной связи, если она уже подключена к городской телефонной сети.

Важный момент: теперь договоры с компаниями не считаются публичными (п. 43 правил), то есть с одинаковыми условиями для всех. Правила предоставили операторам связи право заключать с разными фирмами договоры на разных условиях (с разным порядком оплаты, тарифными планами, штрафными санкциями и т. д.).

Возвращаясь к обязанностям

У компаний-абонентов появились новые обязанности. Во-первых, им придется сообщать оператору об изменении наименования компании и о прекращении своих прав на помещение, в котором есть закрепленный за ними телефон. Причем в срок не позднее 60 дней.

Во-вторых, на них возлагается обязанность содержать в исправном виде абонентскую линию и оборудование, «находящееся в телефонизированном помещении» (п. 60 правил).

Нельзя рассматривать эти дополнительные обязанности как формальность. По пункту 16 правил, если права на помещение, в котором есть телефон, закончились, – это причина, чтобы договор на услуги связи расторгнуть. Получается, что при смене компанией арендуемого помещения она не сможет относительно просто, как раньше, забрать с собой прежний телефонный номер.

Теперь она должна сообщить о том, что переезжает, и написать заявление с просьбой переключить номер в другое здание (п. 65 правил). Хотя переключение – это не обязанность компании связи.

Единственный выход – описать эту ситуацию в договоре и прямо определить все варианты поведения сторон. Ведь договор связи, как уже говорилось, теперь не публичный. А значит, можно попытаться включить в него свои условия.

Неприятная сторона обязанности содержать абонентскую линию заключается в том, что понятие «телефонизированное помещение» нигде не определено. Конечно, если фирме принадлежит все здание, такой проблемы не возникнет. За любую неисправность на его территории она и отвечает.

А если компания арендует несколько офисных помещений в административном здании? Как определить, отвечает она только за линию в пределах своего офиса или еще и за те провода, которые находятся в общих коридорах? Лучше всего указать в договоре, в пределах какого именно «телефонизированного помещения» компания-абонент несет ответственность.

И наконец, оплата

Наконец-то решен вопрос о том, какая плата взимается с нового владельца помещения, прежний хозяин которого оставил телефонную сеть.

Теперь с нового хозяина нельзя требовать оплатить всю стоимость услуги – предоставление доступа. Он обязан заплатить только сумму, равную стандартной месячной абонентской плате, установленной оператором связи (п. 90 правил). Плата за доступ к сети взимается однократно при установке телефона в первый раз (п. 89).

Также четко прописан вопрос, как платить за телефон в арендуемом помещении. По письменному заявлению абонента-арендодателя договор с ним приостанавливается на срок действия договора аренды помещения. А с арендатором, наоборот, заключается. И выделят ему для этих целей тот же номер телефона, который выделен для компании-арендодателя.

Арендодатель по-прежнему может использовать вариант, при котором арендатор компенсирует ему стоимость расходов по оплате телефонных переговоров. Только в договоре аренды в этом случае обязательно нужно указать, что арендатор возмещает убытки арендодателя в виде уплаченных оператору связи пеней за просрочку в оплате телефонных переговоров. Конечно, если это произойдет по вине арендатора.

По новым правилам размер пени за каждый день просрочки составляет 1 процент в день от суммы неоплаты. Но, установив такой высокий размер пени (он, кстати, может быть изменен договором), правила достаточно четко расписывают, как оформляется и выставляется счет на оплату за услуги связи.

Срок оплаты услуг телефонной связи (кроме абонентской платы) не должен быть менее 15 дней с даты выставления счета. Обеспечить доставку абоненту счета оператор обязан в течение пяти дней с даты выставления этого счета. Адрес и способ доставки счета стороны указывают в договоре. Счет, выставляемый абоненту за услуги, является расчетным документом.

Нарушение оператором связи сроков и порядка направления счета дает абоненту основание для снижения размера ответственности. Или для изменения даты, с которой будут начисляться пени (ст. 404 ГК предоставляет суду право снизить размер ответственности должника, если она увеличилась в связи с действиями кредитора). Размер пени может быть уменьшен судом по статье 333 Гражданского кодекса.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.