Татьяна Круглова: Инвестору нужны не «заклинания», а информация

Татьяна Круглова: Инвестору нужны не «заклинания», а информация

20.06.2005 распечатать

С одной стороны, наша экономика готова принять зарубежный капитал. С другой – на Западе есть интерес к прямым инвестициям в российское производство. Почему же иностранный капитал так медленно идет в нашу страну? Как привлечь зарубежные инвестиции? Об этом мы побеседовали с Татьяной Кругловой, генеральным директором таможенного холдинга «Группа ТАРГО».

– Татьяна Константиновна, стоит ли ждать инвестиционного бума в ближайшие годы?

– Безусловно. Спрос на инвестиции в России сейчас очень высок, растет и объем вливаний зарубежного капитала. Как вы знаете, существует два вида инвестиций: финансовые и прямые товарные (венчурные). Государству выгоднее получать последние.

– Почему?

– Потому что финансовые инвестиции – это, в общем-то, покупка акций предприятия или его поглощение, то есть банальное выкачивание из него средств. А товарные – это финансирование в производство, его переоборудование. Причем совершенно независимо от того, создается или модернизируется предприятие, которое будет находиться в России. Дополнительные инвестиции позволят ему выпускать конкурентоспособную продукцию мирового уровня, увеличивать налогооблагаемую базу, создавать рабочие места. Это серьезный фактор. Он может позволить нам наконец-то избавиться от имиджа страны, специализация которой в системе международного разделения труда основана исключительно на экспорте сырьевых ресурсов.

– Насколько интенсивно происходят сейчас изменения в инвестиционной сфере российской экономики?

– Изменения в лучшую сторону, несомненно, есть. В 2004 году по сравнению с 2003-м объем привлеченных товарных инвестиций увеличился на 330 процентов. И это не предел. Мы можем «проглотить» и «переварить» на порядок больше. Сейчас на всех форумах, конференциях с участием иностранных бизнесменов неизменно раздается призыв «Вкладывайте деньги в Россию!». Все это идет на уровне заклинаний: приходите к нам, у вас все будет хорошо, вы только вкладывайте... А ведь инвесторы – прагматики, они заклинаниям не особо верят.

– В чем основная проблема привлечения капитала из-за рубежа?

– Проблема в том, что российская экономика для инвестора «терра инкогнита». Возможно, он рискнет, подпишет все документы и решит доставить сюда оборудование... Но на пути товарных инвестиций к заводу – месту непосредственного их использования – встретится масса проблем. Они не известны инвестору, но об их существовании он догадывается и потому боится. А ведь неизвестность пугает куда сильнее, чем самая страшная правда.

– Получается, Вы призываете рассказать честно, что ждет инвестора в России? А нет угрозы, что, узнав, он уйдет окончательно?

– Наоборот! Половина подводных камней появляется на пути инвестора именно потому, что он не знает, как их обойти, причем сделать это абсолютно легально, исключительно в рамках правового поля. Ведь сегодня у нас наблюдается парадоксальная ситуация. С одной стороны, мы призываем инвестиции, с другой – выстраиваем на их пути преграды, а с третьей – не можем доходчиво объяснить, что ждет инвестора, что нужно сделать, чтобы обойти большую часть преград. Поэтому вообще удивительно, почему западные бизнесмены все еще идут в нашу страну...

В свое время искатели приключений отправлялись в морские походы. Логика была простой: десять кораблей утонут, но один вернется с золотом. С инвестициями сейчас примерно то же самое. Великие прибыли манят потенциальных кредиторов. Если продолжить аналогию, то путь первооткрывателей к индийским пряностям преграждали пираты, штормы, неизвестные земли. В России как минимум половину преград можно обойти. Навигационные приборы работают, карты уже составлены, безопасный путь проложен. Это то, чего не было в средние века. Но, к сожалению, об этих картах и об этом пути мало кто знает.

– Что же Вы предлагаете? Распространять экономические лоции, то есть своеобразный свод правил?..

– Действительно, что-то вроде этого. Мы выступили с предложением к правительству разработать «Памятку инвестору». Ход кажется примитивным, но, как не странно, простые решения работают, и зачастую намного эффективнее. В памятке мы будем рассказывать и комментировать современные российские реалии инвестиционной деятельности.

– Похоже, что на эту инициативу Вас сподвиг далеко не положительный опыт?

– К сожалению, да. Когда говоришь с инвестором, хотя бы раз заходившим к нам на рынок, слово «таможня» вызывает у него настоящую дрожь. Они не знают, какие улучшения связаны со вступлением в силу нового Таможенного кодекса. Ведь правила игры уже обозначены совершенно четко. Это очень серьезный знак инвестору, что в страну можно входить, можно вкладывать.

– Татьяна Константиновна, на что в первую очередь обращает внимание инвестор, принимая решение вливать деньги в российскую экономику?

– Главным образом его волнуют два вопроса: «Как осуществить инвестиционные проекты законным способом с минимальными потерями?» и «Действительно ли возможна экономия платежей на таможне?». В конфиденциальной беседе они признаются, что политический строй их тревожит меньше всего. А истории о скандалах с нефтяными компаниями увлекают только на уровне сплетен. Людей, которые планируют войти на наш рынок, интересует только конкретная информация: как быстро они получат прибыль от своих вложений. При таком прагматичном подходе иностранцу важно знать, как добыть таможенные льготы и как это сделать с наименьшими потерями.

– И Вы предлагаете рассказать им об этом в памятке?

– Там, конечно, не будут описаны все пути решения проблем. Но не потому, что мы остерегаемся раскрывать карты. Просто законодательство постоянно совершенствуется, меняются технологии, методы работы, детали. Наша задача – не запутать и дезинформировать инвестора, а помочь и направить. Причем объяснить, что есть законный способ преодоления трудностей. Задача памятки не только информационная, но и психологическая. Ведь всех участников ВЭД можно поделить на три психологические категории: «отчаявшиеся», «перестраховщики» и «прагматики».

– Интересно...

– «Отчаявшиеся» – это иностранные компании, которые сами идут на нарушения законов. Почему? Слушая и читая, что вокруг пишут и говорят о нашей экономике и таможенной системе, они уже вообще не верят в возможность рентабельных инвестиций в нашу страну на законном основании. Они платят взятки, идут на разные ухищрения. Однако при проверке документов «отчаявшиеся» попадают в сложные ситуации. Приходит прокуратура, налоговая, в итоге – штрафы и конфискации. После этого они жалуются: «Ничего другого мы и не ожидали – вложили в Россию и понесли убытки».

Следующая группа – «перестраховщики». Как правило, это очень крупные транснациональные компании, известные бренды, которые согласны идти на издержки, лишь бы сохранить репутацию незапятнанной. В итоге они платят больше, чем нужно. За те группы товаров, на которые можно получить льготы, они исправно вносят все пошлины и НДС. Итог – раздражение: им обещали высокие прибыли, а приходится платить все больше и больше... Подобные компании просто не хотят бороться, не верят, что можно повысить рентабельность на законных основаниях.

– А кто же «прагматики»?

– Это компании, которые обращаются к профессиональным участникам рынка, передают таможенное управление проектом на аутсорсинг. У них практически не возникает проблем, бизнес развивается успешно, стабильно. Именно эта группа компаний и формирует рост инвестиционной привлекательности в России. Они тиражируют свой положительный опыт, говорят о том, что вкладывать в нашу страну можно, нужно и выгодно.

– Но главным образом памятка предназначена для новых инвесторов?

– Да, это так. Задача памятки – завербовать огромную категорию «неинвесторов», то есть тех, кто еще только решает вкладывать деньги в Россию. Памятка поможет принять обоснованное решение о том, почему имеет смысл выходить на наш рынок и как это делать. Нельзя ориентироваться только на страшные статьи в зарубежных журналах или пугающие обзоры иностранных консалтинговых компаний о ситуации в России. Надо вообще как-то ломать этот пугающий имидж. Тем более что мы не предлагаем никого дезинформировать. Это будет абсолютно достоверная информация, которая расскажет, как можно работать в России законно, снизить свои издержки.

– То есть памятка – это инструмент формирования положительного инвестиционного имиджа страны...

– Один из инструментов. Я бы порекомендовала нашему правительству дополнительно к памятке еще одну меру. Хорошо с высокой трибуны говорить: «Приходите к нам, у нас хорошо». А вы покажите, как это «хорошо». Вместо 30 минут разговоров 10 минут расскажите, а 20 – покажите фильм о нескольких проектах, которые получились. Покажите «благодарных инвесторов», финансового директора, у которого все в порядке, главного инженера, у которого работает производство. Ведь нам есть что показать! Еще раз хочу отметить, что памятка несет не только смысловую, информационную нагрузку. У нее еще психологическая, установочная функция.

– Как Вы видите этот документ: брошюра, электронная рассылка?

– Это будет буклет. Мы готовы его издать и даже написать. При этом мы надеемся на сотрудничество со специалистами российских и зарубежных инвестиционных институтов. Наше пожелание властям – помогите довести информацию до сведения инвесторов. Ведь это не реклама какой-то компании или услуги – это описание реальных перспектив российской экономики. Памятка должна представлять собой основанное на реальном опыте экспертное изложение того, к чему необходимо подготовиться задолго до входа на российский рынок. И если потенциальный инвестор не будет обладать такой информацией, он с высокой вероятностью рискует стать либо «отчаявшимся», либо «перестраховщиком». Мы будем писать памятку в любом случае – прореагирует правительство на наши призывы или нет. К сожалению, сейчас инвестор действительно не знает, что делать в нашей стране. Ему нужно подробно и доступно объяснить, какие проблемы перед ним стоят и как их можно решить. Только так можно утолить информационный голод и привлечь инвестора. Одними «заклинаниями» с высоких трибун повысить инвестиционный потенциал страны невозможно.

– Татьяна Константиновна, мы знаем, что 28 марта 2005 года от Вашего имени было подготовлено и отправлено открытое письмо Председателю Правительства России Михаилу Фрадкову. Одно из предложений в нем посвящено созданию «Памятки инвестора». Премьер-министр поддержал Вашу инициативу?

– В начале мая мы получили ответ на наше обращение к премьер-министру. Он поступил от Светланы Ганеевой, директора департамента инвестиционной политики Мин-экономразвития России. Г-жа Ганеева отметила, что МЭРТ поддерживает идею создания «Памятки инвестора». Само министерство «практикует размещение проектов нормативных актов на своем официальном сайте после внесения их в Правительство Российской Федерации», а также «готовит к изданию инвестиционный бюллетень, который будет содержать основную информацию об инвестиционном климате в России».

В письме также указано, что МЭРТ «считает возможным поддержать идею проведения внешнеторгового форума в Москве в ноябре 2005 года».

Я убеждена, что бизнесу и органам государственной власти необходимо объединить усилия в вопросах «просвещения» потенциальных инвесторов. Это позволит всесторонне описать реальные процессы российской экономики. Также совместная работа приведет к кумулятивному эффекту, который значительно поднимет инвестиционную привлекательность нашей страны.

Беседовала эксперт «Консультанта» Оксана Харитонова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.