Скрытые от бухгалтера сделки

Скрытые от бухгалтера сделки

12.10.2006 распечатать

Директор фирмы может скрыть от нового бухгалтера документы по крупным сделкам фирмы, сообщив, что у фирмы всего лишь несколько мелких операций за наличный расчет. В этом случае бухгалтер должен будет доказывать правоохранительным органам, что он действительно не знал о реальных оборотах. Иначе придется делить с директором фирмы камеру.

Миллион долларов бартером

Газельников Александр закончил технический вуз, работал в коммерческой организации. За пять лет работы в компании Александр «оброс» связями и решил открыть собственное дело. Компания с красивым названием «Пенелопа» была зарегистрирована за несколько дней. В начале года Александр купил крупную партию металла у завода – своего давнего партнера. Затем продал ее по очень выгодной цене на химический комбинат. Комбинат предложил рассчитаться бартером – обменять металл на моющие средства высокого качества. Так как Александр в обмен на металл получал огромную партию моющих средств, комбинат дал ему скидку на товар. Завод-продавец металла получил в оплату часть денег и моющие средства.

Несколькими тоннами моющих средств Газельников расплатился и по другим контрактам. Условия расчетов оказались очень выгодными. К примеру, в счет оплаты транспортных услуг компании «СервисАвто», «Трейдкод» и «Химком» приняли у «Пенелопы» моющие средства, а рассчитались продукцией своего производства – смесями и товарами народного потребления. Полученные товары Александр продал основному партнеру – крупному заводу. В итоге за год работы выручка по результату всех сделок составила несколько десятков миллионов рублей, а причитающиеся с фирмы налоги – несколько миллионов.

Четыре бухгалтера ни при чем

За год работы Александр сменил в своей фирме четырех бухгалтеров. Первые три были внештатниками и работали со свободным графиком. Александр говорил им, что фирма практически не ведет хозяйственной деятельности. По его словам, было заключено всего несколько мелких контрактов на небольшие суммы, и клиенты рассчитывались с ним наличными деньгами. Документы для бухгалтерского учета он передавал бухгалтерам сам. Договоры же на крупные поставки, а также накладные и банковские выписки по счетам оставались у Александра. Соответственно, отчетность формировалась исходя из тех документов, которые были у бухгалтера.

Четвертым бухгалтером был Михаил Стеклов. Он пришел работать на полный рабочий день и сразу же понял, что у «Пенелопы», оказывается, много партнеров по сделкам. Михаил настаивал, чтобы все операции по сделкам были проведены в учете. Однако Александр прислушиваться к нему не собирался.

Плановую налоговую проверку «Пенелопы» инспекция проводила совместно с милицией. В помещениях фирмы контролеры нашли документы, по которым выходило, что у фирмы есть несколько складов. На складах же обнаружилась неучтенная продукция. По штампам на коробках и контейнерах нетрудно было определить производителей.

Следующий этап ревизии был таким: инспекторы провели встречные проверки у предприятий–производителей продукции, которая лежала на складах. А также разослали запросы фирмам, которые были указаны в складских документах. Через два месяца, после выяснения всех обстоятельств, инспекторы собрали полную картину деятельности фирмы Александра. Они подсчитали сумму неучтенной выручки и неуплаченных налогов и отразили ее в решении.

Милиция же начала выяснять, есть ли в действиях Александра повод для привлечения к уголовной ответственности. Бухгалтер Михаил Стеклов признался, что знал о теневой стороне бизнеса «Пенелопы». Однако, по словам Михаила, не отражать в учете товарообменные операции приказывал Газельников. Бухгалтер же, которая работала до Михаила, Валентина Стрельникова, вообще утверждала, что Александр не говорил ей о том, что у фирмы были крупные сделки. Документы по этим сделкам она никогда не видела.

Два года в колонии

Газельников пытался утверждать, что его вины в сложившейся ситуации нет. Причиной же всех несчастий, по его мнению, являлось то, что «предприятия-контрагенты в свое время не передали ему договоры, накладные и счета-фактуры». А те документы, которые были в наличии, утерял бухгалтер «Пенелопы» Михаил Стеклов, которому Александр «очень доверял». Позже, в ходе следствия, документы будут найдены и выяснится, что они находились у Александра дома.

Более того, юрист Терехов Антон, привлеченный по делу как свидетель, пояснил, что он часто консультировал Александра по налогообложению. Ситуация со сделками ему была известна, и он неоднократно разъяснял Газельникову, чем может обернуться такое нарушение законодательства.

Итог этой истории был таким. В отношении директора фирмы, консультанта, а также двух бухгалтеров – Стрельниковой и Стеклова, было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 199 Уголовного кодекса. Однако уже в ходе предварительного следствия уголовное преследование бухгалтеров и консультанта было прекращено. Следователи решили, что Антон Терехов, консультант, не может быть признан виновным, так как никакого отношения к «Пенелопе» не имел. Он не получал денег от Александра за консультации, не заключал договора на обслуживание фирмы.

Обвинения с Валентины были сняты, потому что следователи поверили, что она не знала о крупных сделках фирмы. Обыски в бухгалтерии и дома подтвердили ее слова – ни одного документа, который бы свидетельствовал, что Валентина была в курсе хотя бы одной крупной операции, следователи не нашли. А Михаил Стеклов, несмотря на то, что знал о крупных сделках, не отвечал за бухучет в те периоды, когда эти сделки были совершены. Никаких приказов или иных документов от Александра, которые бы обязывали Михаила восстановить бухгалтерский учет за прошлые периоды (когда через «Пенелопу» проходили крупные сделки), следователи не обнаружили.

В результате действия Газельникова суд расценил как умышленное уклонение от уплаты налогов. Наказание было назначено в виде лишения свободы сроком на два года с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Приговором было также предписано взыскать с Александра причиненный ущерб в размере суммы неуплаченных налогов.

Главный бухгалтер не отвечает за периоды деятельности фирмы, во время которых он не работал. Исключением может являться только тот случай, когда директор специальным приказом поручал ему восстановить бухучет за эти периоды

Татьяна ПАРХОМЕНКО

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...