Широкие полномочия

Широкие полномочия

07.08.2003 распечатать

Вместе со званием «налоговая» милиция приобрела лишь часть полномочий, которыми обладала почившая полиция. Однако представители одного из предпринимательских объединений убеждены, что прав у милиционеров по-прежнему чересчур много. Так много, что это позволяет им заниматься отнюдь не своими делами.

Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе
"Периодика"
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

Состоявшееся упразднение налоговой полиции вряд ли что-то изменит к лучшему. Распространенные среди милиционеров методы работы деликатностью, как известно, не отличаются. Полицейские тоже никуда не денутся – значительная их часть, в том числе и высшее руководство, теперь работает в Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям в составе МВД. Свои полномочия полицейские забрали с собой, за некоторыми исключениями: раньше они пользовались всеми правами налоговиков и агентов валютного контроля, милиция же этих прав не получила. Однако в налоговых проверках участвовать может, но лишь по запросу проводящих ее инспекторов. Да и сведения о банковских счетах и операциях по ним получать вправе, причем даже вне рамок оперативно-разыскной деятельности.

Впрочем, зачем милиционерам налоговые проверки, когда они могут проводить свои, причем по произвольным правилам? И зачем им полномочия налоговиков, когда свои гораздо шире?

Именно эта широта полномочий стала источником бед для бизнеса. Московская ассоциация предпринимателей, которая попробовала пожаловаться генпрокурору на разорявший бизнесменов милицейский беспредел, получила ответ на свою жалобу из самого МВД. Из ответа следовало, что на все показавшиеся предпринимателям противоправными действия милиционеры имеют полное право по закону (подробнее об этом «Расчет» рассказывал в майском номере на стр. 15 и в апрельском – на стр. 9).

Поэтому другое объединение – «ОПОРА России» – на одной из июльских пресс-конференций предложило как следует урезать милиции полномочия. Прежде подробно рассказав о том, как и для чего милиционеры их используют.

Милицией по конкурентам

Для пресс-конференции ее организаторы выбрали довольно удачный момент: как раз гремело дело «оборотней в погонах». Правда, речь на конференции шла не о высоких чинах в МВД, а о сотрудниках отделов по борьбе с экономическими преступлениями (а теперь еще и налоговыми). Они, по сведениям «ОПОРЫ», не только занимаются классическим вымогательством, но и активно предлагают фирмам и предпринимателям свои услуги для устранения конкурентов. И в том и в другом случае милиционеры действуют по обкатанной схеме, описанной в представленных к пресс-конференции материалах. В общем виде она выглядит так.

В один прекрасный день в офисе фирмы появляются оперативники. Предлогом для визита служит расследование (иногда вымышленное) в отношении одного из контрагентов (настоящих или бывших) фирмы. Милиционеры требуют предоставить им уставные документы, договоры, сертификаты и лицензии, товарно-транспортные накладные, бухгалтерскую документацию. Все эти документы милиционеры изымают. Одновременно офис, производственные помещения, склады и работников фирмы обыскивают сотрудники СОБРа в масках и при полном боевом снаряжении. Отказываться представить документы или пустить визитеров в то или иное помещение бесполезно: милиционеры вправе применить силу.

Оперативники допрашивают («получают объяснения») работников фирмы. Завершается действо опечатыванием складов фирмы (на них ведь находятся «вещдоки преступления») и запретом на свободный оборот любых материальных ценностей. Для пущего эффекта визитеры иногда изымают системные блоки компьютеров и блокируют доступ к серверам.

Изъятые документы оперативники проверяют десять дней, затем срок проверки продлевается еще на месяц. Цель достигнута: парализованная фирма представляет для конкурентов куда меньшую угрозу. Если же целью было разорение фирмы или вымогательство денег, а ее руководство во втором случае оказывается несговорчивым (по данным «ОПОРЫ», цена вопроса составляет 10–15 процентов опечатанных на складах товаров, но не меньше 150 тысяч долларов США), то милиционеры приступают ко второму этапу операции. Опечатанные товары под предлогом «приобщения вещественных доказательств к делу» вывозятся на склады Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Представители последнего обращаются в суд с заявлением о признании товаров бесхозными. «Свой» судья выносит нужное решение и обязывает продать товар, а деньги перечислить в федеральный бюджет. Что и происходит, только цена продажи по документам в 10–15 раз меньше реальной, а разницу представители РФФИ получают «черным налом», причем треть, как правило, достается милиционерам и еще треть – судье.

Без защиты

Найти защиту в судах, прокуратуре и у начальства «налетчиков» пострадавшей фирме, утверждают в «ОПОРЕ», удается далеко не всегда. По словам руководителя ее орловского регионального отделения Марины Ивашиной, суд, разрешая конфликты силовых структур с предпринимателями, чаще встает на сторону первых. Особенно в небольших городах, где «царь и бог – тот, у кого власть».

Кстати, по словам госпожи Ивашиной, чтобы привести небольшие фирмы к банкротству, иногда достаточно просто изъять у них необходимые для деятельности документы. А судьи, рассматривающие жалобы на действия милиционеров, отказываются верить в то, что отсутствие у фирмы тех или иных документов может означать для нее крах.

Но даже если суд занимает сторону фирмы, получить от государства возмещение причиненного чиновниками ущерба – дело, как известно, длительное и маловероятное. Так что поправить плачевное финансовое состояние пострадавшей фирме или предпринимателю удается не сразу. Если вообще удается.

Законы плохие

Чтобы исправить ситуацию, простого перевоспитания милиционеров, по мнению вице-президента «ОПОРЫ» Ирины Никишкиной, недостаточно. Нужно менять законы, и в первую очередь закон о милиции. Предприниматели предлагают исключить из него 25-й пункт 11-й статьи. Именно он позволяет милиционерам реализовать описанную выше схему, давая им право беспрепятственно входить в любые помещения фирмы, осматривать их, изымать необходимые для деятельности документы, опечатывать кассы, сейфы и помещения, проводить контрольные закупки и проверки, приостанавливать деятельность торговых фирм и предпринимателей «при невыполнении ими требований сотрудника милиции о прекращении правонарушения».

Для всех этих действий достаточно «наличия данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность». Столь широкие полномочия, по мнению предпринимателей, просто не могут не создавать почвы для коррупции. Особенно учитывая размер зарплаты милиционеров.

Кроме того, предприниматели предлагают закрепить в законе четкие основания и процедуру милицейских проверок, ограничить сроки их проведения и ввести принцип ответственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Последний означает, что чиновник, затеявший проверку на основе информации, которая в итоге не подтвердилась, должен нести ответственность за последствия, которыми проверка обернулась для фирмы.

Член президиума «ОПОРЫ» Александр Пляцевой настаивает еще и на изменении налогового законодательства. Он подчеркнул, что до тех пор пока от бизнеса требуют больше налогов, чем он может заплатить, будет существовать повод для давления на предпринимателей со стороны милиции и таможенников. И необходим новый закон – защищающий права фирм и предпринимателей при милицейских проверках, ведь нынешний закон с похожим названием не распространяется на контролеров в погонах.

Пакет изменений в законодательство предприниматели уже разработали. И «продвигать» его собираются через свои контакты во властных структурах.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.