Сдача отчетности через сайт ФНС

24.06.2022 распечатать

Сдать отчетность можно через сайт Налоговой службы. Сервис существует в статусе пилотного проекта, не так давно ФНС продлила срок пилотирования услуги, а также внесла изменения в порядок представления документов. Светлана Еремина, руководитель комплексных проектов департамента Финансовое консультирование, аудит и МСФО, эксперт по направлению «Налоговый мониторинг» КСК ГРУПП, рассказала журналу «Расчет» о процессе сдачи отчетов через сайт ФНС.

С 1 января 2022 года вступил в силу приказ ФНС России от 8 июля 2021 года № ЕД-7-26/548@. Документом продлевается период проведения пилотного проекта по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через сайт ФНС. 

Новый срок завершения проекта – 1 июля 2022 года. Кроме этого, документ внес изменения в Порядок представления отчетности, утвержденный ранее приказом ФНС России от 15 июля 2011 года № ММВ-7-6/443@.

Что же это за пилотный проект и каков порядок представления документов через сайт налоговой службы? Итак: цель проекта, инициированного еще в 2011 году, – обеспечить возможность направления всех видов отчетности через сайт ФНС без привлечения сторонних операторов. 

Согласно документам, все компании, за исключением крупнейших, могут представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность через сайт ФНС России. 

Для работы в сервисе необходимы усиленная квалифицированная электронная подпись, которую можно получить в удостоверяющем центре ФНС или у ее доверенных лиц, а также программа «Налогоплательщик ЮЛ». Она предназначена для автоматизации процесса подготовки форм отчетности при загрузке в сервис отчетов.

Сервис позволяет в электронном виде направить следующие документы:

  • декларации по налогу на прибыль, УСН, ЕСХН;

  • расчет по страховым взносам;

  • 6-НДФЛ и 3-НДФЛ;

  • декларацию по налогу на имущество;

  • бухгалтерскую отчетность.

Единственный документ, который невозможно отправить через сервис – декларация по НДС.

Возможности и ограничения сервиса ФНС

Преимущество услуги заключается в том, что сдача документов осуществляется без посредников, почты или оператора ЭДО. Это, безусловно, сильная сторона сервиса. Кроме того, предложенный ведомством функционал является бесплатным, однако электронную подпись и средство криптографической защиты купить все же придется.

При подаче отчетности через сайт ФНС необходимо учитывать следующие ограничения. 

Сервис подходит не всем компаниям, а только тем, кто не сдает налоговую декларацию по НДС. Этот документ можно направить только через оператора электронного документооборота. Кроме этого, через сервис нельзя сдавать отчеты и в другие контролирующие органы, такие как Соцстрах, Пенсионный фонд, Росстат, Росприроднадзор и прочие.

Пользователю необходимо само­стоятельно разобраться с регистрацией, установить сертификат электронной подписи и настраивать средство криптографической защиты информации (СКЗИ). 

При этом, если в процессе установки сертификата электронной подписи или настройки СКЗИ возникнут проблемы, обращаться в техподдержку ФНС бесполезно, она может помочь только с работой в самом сервисе.

Как организовать документооборот с налоговой службой?

Подробные инструкции по организации работы через сайт ФНС установлены в разделе 2 Порядка представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Там, в частности, рассмотрены два варианта организации работы. 

Первый – если у предприятия уже имеется действующая квалифицированная электронная подпись. 

В этом случае компании необходимо воспользоваться интернет-сервисом самостоятельной регистрации налогоплательщиков в системе сдачи отчетности «Получение идентификатора абонента», размещенным на сайте ФНС в разделе «Электронные сервисы». Это необходимо для обеспечения возможности представления отчетности через сайт налогового ведомства с использованием ранее полученной квалифицированной электронной подписи. 

После регистрации компания получит уникальный идентификатор абонента для работы с сервисом, который однозначно идентифицирует компанию в системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности ФНС России. На этом настройки будут завершены, и налогоплательщик получит возможность представлять отчетность через сайт ФНС.

Второй сценарий работы с сервисом возникает, если у налогоплательщика нет квалифицированной электронной подписи. В этом случае бизнесу необходимо обратиться в соответствующие службы для получения электронной подписи. После этого нужно выполнить действия, описанные для первого варианта.

Как подготовить и сдать отчетность через сайт ФНС?

Подготовить отчетность организация может как в бесплатной программе «Налогоплательщик ЮЛ», так и используя свое собственное программное обеспечение. Например, в программе, где ведется бухгалтерский и налоговый учет. Важно помнить, что ваша программа должна формировать отчетность по действующим форматам. 

В любом случае из своей программы придется выгружать отчетность в «Налогоплательщик ЮЛ».

Далее с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» формируется так называемый транспортный контейнер – набор логически связанных документов и электронных подписей, а также сопутствующей транспортной информации, объединенных в один файл. В нем будет находится зашифрованная и подписанная квалифицированной подписью отчетность.

После этого транспортный контейнер загружается на сайт ФНС – в сервис по сдаче отчетности.

В разделе 4 Порядка представления документов содержится инструкция о том, как сформировать такой транспортный контейнер и загрузить его в сервис.

Для этого нужно действовать по следующему алгоритму.

Запустить программу «Налогоплательщик ЮЛ» и войти в режим «Сервис-Реестр выгруженных файлов». Из списка всех сформированных файлов выбрать тот, который необходимо отправить через сайт ФНС. Далее на панели инструментов нажать на кнопку «Сформировать транспортный контейнер». В появившемся окне настроек нужно ввести следующие реквизиты:

  • указать путь к папке, в которой после формирования будет расположен файл транспортного контейнера;

  • выбрать файл, содержащий квалифицированный сертификат, которым будет подписан передаваемый файл отчетности;

  • указать идентификатор абонента.

Далее требуется нажать кнопку «Сформировать».

В случае успешной операции вам придет сообщение, что по заданному пути создан файл транспортного контейнера. В случае ошибки появится соответствующее уведомление.

После отправления документов компания получит несколько оповещений: подтверждение даты отправки отчетности; квитанцию о приеме документов или уведомление об отказе в приеме; извещение о вводе отчетности или уведомление об уточнении и др.

Как видим, процесс сдачи отчетности через сайт ФНС пока выглядит трудоемким. К сожалению, существующие ограничения значительно превышают преимущества процесса. Из нашей практики могу сказать, что на сегодняшний момент большинство налогоплательщиков по-прежнему предпочитают сдавать отчетность через оператора ЭДО.   

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...