«Самоназванные» консультанты

«Самоназванные» консультанты

30.11.2004 распечатать

Лишь недавно Минфин разъяснил, что налоговики все-таки могут консультировать фирмы. Однако клиенты Центральной консультационной службы налогового ведомства получали разъяснения и в «запретный» период. Наш корреспондент Ирина ГАВРИЛКИНА выясняла у руководителя службы Юрия ЛАВРЁНОВА подробности и, проведя собственное расследование, пришла к неожиданному выводу: служба-то «липовая».

Почти налоговые консультанты

Свой рассказ Юрий Владимирович начал издалека: «Центральная консультационная служба при Министерстве по налогам и сборам, для краткости ЦКС, была образована в 1999 году по приказу тогдашнего министра Александра Починка. А официально мы начали свою деятельность с 1 января 2000 года.

У фирм постоянно возникают вопросы, связанные с налогообложением. Их можно решать в частном порядке или, как в Германии, где создали палату налоговых консультантов (подробно о немецких налоговых консультантах «Расчет» рассказывал в мартовском номере за 2003 год на стр. 18– прим. ред.)».

Получается следующая схема: фирма не работает напрямую с налоговыми инспекторами, что уменьшает коррупцию, а обращается к профессиональным консультантам. Тем самым решаются два вопроса: коррупции и правильности уплаты налогов. Снимается нагрузка с налоговых инспекций и заметно сокращается время на оформление всех необходимых бумаг. При этом немецкий налоговый консультант несет ответственность за правильность оформления всех документов и, если возникает такая необходимость, отвечает в суде».

К слову сказать, в нашей стране тоже есть своя Палата налоговых консультантов, которую возглавляет Дмитрий Черник, бывший заместитель министра МНС. Причем Дмитрий Георгиевич всегда подчеркивает, что палата никоим образом не связана с госструктурами.

Тем не менее в свое время Центральная консультационная служба просила принять ее в ряды налоговых консультантов. Но ей отказали. Дело в том, что, несмотря на звучное название и «федеральную» форму собственности (ФГУ – федеральное государственное учреждение), служба де-факто – обычная консалтинговая фирма.

В принципе г-н Лаврёнов этого и не скрывает. «В самом начале, когда министром был Починок, мы создали 25 филиалов в разных регионах: от Калининграда до Сахалина, от Вологды и до Северной Осетии. Руководители филиалов назначались мною, но по рекомендации местного начальника управления. Случайные люди с нами не работали.

Мы не брали ни копейки у государства. Взяли кредиты и начали работу на самоокупаемости, потому что если бы мы работали бесплатно, то это легло бы на плечи всех налогоплательщиков, в том числе тех, которые в наших услугах не нуждались.

Но с приходом нового министра все изменилось. К нам стали относиться как к совершенно ненужной организации. Почему, я не знаю».

На окраинах не знают о позиции центра

По словам Юрия Владимировича, атаку на вполне рентабельную и полезную для фирм собственную консультационную службу министерство начало в 2001 году. Было издано три приказа. Первый – о реорганизации: службу решили состыковать с учебным центром при МНС.

Через несколько месяцев был издан второй приказ – о полной ликвидации консультационной службы. Но закрыть ее оказалось непростым делом. Ведь создавало службу не только налоговое министерство, но и Государственный комитет по имуществу. Тогда последовал третий приказ – о полной реорганизации.

В то время многие клиенты службы поняли, что министерство ее больше не поддерживает и, естественно, отказались от ее услуг. Тем не менее часть филиалов все еще продолжает действовать. Причем вполне успешно. Более того, многие из них заявляют, что их разъяснения и рекомендации обязательны для налоговиков (см. в этой статье «Слово консультанта – приказ для налогового инспектора»)!

До сих пор происходят самые что ни на есть курьезные случаи. Об одном из них нам поведал высокопоставленный чиновник, пожелавший остаться неизвестным: «Ко мне обратился мой старинный друг, владелец очень крупной фирмы. У него возникли проблемы с налоговой, и он просил присоветовать, кто мог бы отстоять его интересы. Недолго думая, я отправил его в ЦКС к Лаврёнову.

Перед заключением договора служба безопасности фирмы моего друга проверила эту контору и выяснила, что она никакого отношения к налоговому ведомству не имеет. И нормальных специалистов там уже давно нет. Фактически служба превратилась в звено для дачи взяток высокопоставленным чиновникам налоговых управлений. Этим собственно и объясняется ее процветание в некоторых регионах. Ведь инспекторы понимают, что удобнее брать мзду через “проверенных” людей...»

Вероятно, в этих рассуждениях есть доля правды. Иначе чем объяснить, что, несмотря на отречение министерства от собственного детища, служба продолжает худо-бедно существовать. Мечтая о возобновлении своего «государственного» статуса, и при этом даже не «заикается» о каком-либо бюджетном финансировании.

«Финансирование мы для себя найдем, уже есть фирмы, которые готовы нас поддержать. Нужно думать о государстве, а не о собственных карманах», – заявляет г-н Лаврёнов. Он отлично понимает, что «скорее всего, службы больше не будет. Сейчас все зависит от министра. Так как существовать без министерства мы не можем. Мы не можем иметь в названии аббревиатуру ФНС России без его согласия».

Назовись хоть президентом. Только не российским

До того как Юрий Владимирович сказал о невозможности использовать в названии аббревиатуру ФНС, я почти верила, что он – честно заблуждающийся бессребреник, который совершенно не в курсе, чем на самом деле занимаются филиалы его службы.

Однако он не мог не знать о существовании автономной некоммерческой организации «Главное экспертное управление центральной консультационной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам». Согласно данным госреестра, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте налогового ведомства по адресу https://valaam.rmt.ru/mns/mns.html, управление было зарегистрировано 19 июля 2002 года, когда МНС всячески открещивалось от консультационной службы.

Дело в том, что проблемы при регистрации возникают, лишь если в названии фирмы есть слова «Россия», «российский», и «федеральный» и образованные на их основе словосочетания. В письме МНС от 27 августа 2004 г. № 09-1-03/3458@ сказано, что такие фирмы не будут регистрироваться. Для этого требуется разрешение специальной правительственной комиссии, которую сейчас почему-то распустили. А если фирма желает, чтобы в названии стояло «Москва», «московский» или просто «мос», нужно просто заплатить единоразовый сбор в городскую казну.

Фирму с любыми другими словами в названии (например, «Минфин», «ФНС», «правительственный» и т. д.) можно зарегистрировать без особых проблем. Вот что рассказал нашему журналу Дмитрий Овчинников, старший госналогинспектор московской налоговой инспекции № 46 (здесь централизованно регистрируют столичные фирмы):

«Открыть фирму с наименованием, содержащим слова “Российский”, “Рос” в настоящее время невозможно. Причина этого в том, что по закону нужно иметь разрешение правительственной комиссии, но ее упразднили весной этого года. Единственное, что можно посоветовать, – это написать ходатайство в наше управление. Но неизвестно, какой это принесет результат.

Фирмы, в наименованиях которых используются слова “Москва”, “Московский” или “Мос” регистрируют на общих основаниях, не проверяя наличие разрешения московских властей. Мы же руководствуемся федеральными законами, а в них особого порядка для подобных случаев не предусмотрено».

Итак, проблема будет в том, чтобы заменить в названии консультационной службы «Министерство по налогам и сборам» на «Федеральная налоговая служба» по причине наличия во втором словосочетании слова «федеральная». А вот с аббревиатурой ФНС сложностей скорее всего не возникнет.

В конце концов доказали же юристы суду что слог «рос» в названии фирмы «Рострейд» происходит не от слова «Россия», а от слова «рост» («Расчет» подробно рассказывал об этом в августовском номере на стр. 67). Да и зачем консультационной службе «примазываться» опять же к службе, но федеральной? Уж лучше указать в своем наименовании Минфин, курирующий налоговиков. Благо, закон позволяет.

В отличие от господина Лаврёнова его заместитель Геннадий Фёдоров, в открытую рассматривает такой вариант развития событий: «Совсем недавно мы были в Минфине, и думаю, что к декабрю наша судьба решится: либо мы вольемся в состав Федеральной налоговой службы, либо станем отдельным структурным подразделением Минфина», – уверенно говорит он.

Золотая жила для мошенников

Не будем строго судить бывших консультантов налогового ведомства. Не они одни пытаются выдать себя за госстркутуру. Тот же Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) так и не убрал из аттестатов профбухгалтеров «скромную» приписочку «Министерство финансов Российской Федерации». История эта не нова. В начале прошлого века «официализации» добивалась французская организация счетоводов-экспертов, очень похожая на наш ИПБ.

Кстати, кемеровский «филиал» ЦКС, сотрудница которого обещала решить проблемы фирмы «в любом случае», и не филиал вовсе. По сведениям все того же госреестра на сайте налогового ведомства, это общество с ограниченной ответственностью. Почему-то возникают сильные подозрения, что создано это общество вовсе не для того, чтобы противостоять коррупции.

Возможно, это неплохо, когда есть люди, которые могут передать «пирожок» налоговому инспектору. Однако наверняка многие проблемы можно решить вполне законными способами. Так, как это предполагалось при создании консультационной службы, или за гораздо меньшие деньги.

Хотите иметь в названии своей фирмы слова «Минфин», «Правительство» или «ФНС»? Без проблем. Налоговики все зарегистрируют

В первый год работы Центральной консультационной службы МНС к ее услугам обратились более 10 тысяч фирм

Слово консультанта – приказ для налогового инспектора!

С самого начала деятельности Центральной консультационной службы ее разъяснения носили лишь рекомендательный характер. Однако у Юрия Лаврёнова, руководителя этой службы, свое мнение по этому поводу: «В некоторых регионах, где работа была особенно активна, наши рекомендации налоговых инспекций имели юридическую силу».

Такое заявление нас удивило и наши корреспонденты обзвонили регионы. Как ни странно, в некоторых из них мы нашли «подтверждение» слов г-на Лаврёнова. Наименования фирм, в большинстве своем обществ с ограниченной ответственностью, мы оставили такими, какими они сами себя называют.

Андрей Исаев, руководитель Управления ЦКС МНС по Ставропольскому краю: «Конечно, наши заключения имеют обязательную силу для МНС и учитываются арбитражными судами».

Надежда Шапошникова, специалист Управления ЦКС МНС по Кемеровской области: «Наши заключения носят рекомендательный характер, но в случае несогласия с инспекции с нашим заключением – обращайтесь к нам, мы поможем решить эту проблему».

Галина Кочуровская, филиал ЦКС МНС по Вологодской области: «Мы предоставляем платные консультации по налоговым вопросам, даем заключения о соответствии осуществляемой вами деятельности нормам российского законодательства. Никаких гарантий не даем, за этим обращайтесь в Минфин письменным запросом. По статье 111 Налогового кодекса только его разъяснения могут освободить фирму от ответственности».

Эльвира Коченева, Управление ЦКС МНС по Иркутской области: «Налоговые инспекции сами отправляют к нам людей за получением разъяснений и консультацией. Однако в связи с текущей административной реформой наша деятельность временно приостановлена. Сейчас существует некоторая неопределенность статуса в связи с преобразованием министерства в федеральную службу. Мы не даем письменных заключений, консультируем в основном старых клиентов».

Мнения, как видите, расходятся. Ничего странного в этом нет. Просто у кого-то контакты с налоговиками налажены хорошо, а у кого-то – нет.

Чтобы дать взятку, не обязательно обращаться к посредникам. Обычно это дешевле сделать лично

Профессиональный консультант никогда не станет прикрываться именем государства. Ведь он готов к конкуренции

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...