Разрывы по НДС. Что важно знать плательщикам?
вчера в 08:51 распечататьРиск столкнуться с ситуацией, когда налоговый орган выявит разрыв по НДС, есть едва ли не у каждого предприятия. В статье расскажем, что делать компании, если она получила уведомление из налогового органа о выявлении по той или иной совершенной сделке разрыва по налогу.
Получайте важные новости и полезные материалы
в удобном формате на вашу почту

Что такое «разрыв» в налогообложении?
Разрыв – это ситуация, когда данные продавца и покупателя по операциям с НДС не совпадают. Разрыв возникает в случае, например, если продавец отразил одну из двух продаж, а покупатель заявил полный налоговый вычет в соответствии с теми документами, которые у него есть. Как результат, информация не сходится. Со стороны налоговой службы контроль за корректностью отражения НДС осуществляется в автоматическом режиме с использованием программного комплекса «АСК-НДС-2».
Система не просто фиксирует расхождения, но и формирует уведомления, которые направляются бизнесу. Компании узнают о возникшей проблеме практически в режиме реального времени.
Читайте также: «Основные причины доначислений. Обзор ошибок бизнеса»
Причины возникновения разрывов по НДС
Причины возникновения разрывов по НДС могут быть разными: от технической ошибки компании до искажения сведений деловым партнером. Проблемы возникают, когда у контрагента обнаруживаются признаки «технического звена» или сделка облагается такими признаками, из которых можно сделать вывод, что она не имела экономического смысла.
Можно уточнить, что в последнее время налоговое ведомство начало обращать внимание на косвенные признаки недобросовестности. Например, ситуация, когда у организации несколько касс, но нет сотрудников, или когда заработная плата всех работников не превышает уровня МРОТ, хотя очевидно все специалисты не могут получать одинаковый заработок.
Важно понимать: бизнес может столкнуться с претензиями со стороны налогового органа даже в том случае, если сделка была реальной. Далее расскажем о последствиях выявления разрыва и дадим рекомендации о порядке действий компании в такой ситуации.
Читайте также: «Какие ошибки в декларациях по НДС делает бизнес?»
Вызов на комиссию
Налогоплательщик может узнать о выявленном разрыве на комиссии в налоговом органе. Если компанию пригласили на такую встречу, рекомендуется прийти на нее. С собой представители предприятия могут взять документы, которые подтвердят реальность сделки.
Какие бумаги стоит взять с собой? Сам договор с деловым партнером, акты выполненных работ, документы, подтверждающие факт расчетов. Если между сторонами были зачеты или рассрочка, то данный факт также можно подтвердить документально.
Задача представителей бизнеса, которых пригласили на комиссию, – продемонстрировать налоговому органу доказательства реальности сделки. Такой подход в некоторых случаях позволяет снять претензии уже на этом этапе.
Задача бизнеса – готовиться к таким встречам серьезно, подходить к ним так же ответственно, как к проверке.
Читайте также: «Обзор. Судебная практика по налоговым спорам за I полугодие 2025 года»
Судебное разбирательство и встречные обязательства
Бывают случаи, когда разрыв устранить невозможно, при этом налоговый орган отказывается принимать вычет. Тогда предприятие может обратиться к арбитрам. Заметим, что судебная практика за последний год заметно укрепилась: арбитры все чаще исходят из того, что если сделка имела место, налогоплательщик представил документы и доказал факт получения товара или услуги, то отказ в вычете неправомерен.
Рассматривая подобные споры, суд нередко обращается к механизму встречных обязательств. Инструмент работает следующим образом: налогоплательщик раскрывает всех фактических поставщиков или исполнителей по спорным сделкам, а налоговый орган при отсутствии необходимых документов использует расчетный метод для определения базы и суммы вычетов исходя из фактических трат и данных о реальном производителе.
Пример из практики. Дело № А40-131167/2020, ставшее известным среди налоговых юристов и налоговых консультантов, в котором суд признал правомерным включение в вычет НДС, уплаченного производителем товара, даже с учетом того, что в цепочке поставок были «проблемные» звенья.
В целом судебная практика в последнее время стала более благоприятной для налогоплательщиков, но только при условии, что компания может подтвердить реальность сделки.
Читайте также: «Спор о непроявлении бизнесом должной осмотрительности?»
Налоговая оговорка в договоре
Но есть и способ защитить финансовые интересы предприятия еще на этапе подписания договора с деловым партнером. За последний год заметно распространилась практика включения в контракты налоговых оговорок, иначе говоря, условия, при которых стороны заранее фиксируют последствия в случае возникновения претензий к сделке.
...
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com