Размах на рубль – удар на копейку

Размах на рубль – удар на копейку

30.08.2001 распечатать

В середине июля Госдума одобрила Закон «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Несколько месяцев
назад из-за этого документа разгорелись нешуточные страсти. Закон предусматривал создание еще одного правоохранительного органа, наделенного такими полномочиями, которым позавидовала бы налоговая полиция. Обошлось: за два месяца, прошедших между первоначальным и окончательным рассмотрением закона, он изменился до неузнаваемости.

Особенности национальной финразведки

Финансовая разведка – изобретение не российское. Подобные структуры, призванные противодействовать легализации доходов от торговли наркотиками, оружием и от прочей деятельности оргпреступности, существуют во многих западных странах. Они представляют собой аналитические центры, обычно с небольшим числом сотрудников (30–50 человек). Эти люди не бегают за преступниками в черных масках, а изучают финансовую информацию, получаемую прежде всего из банков, выявляют сомнительные операции и сообщают о них правоохранительным структурам. Нечто подобное предполагалось создать и у нас, но, как водится, «улучшив и углубив».

По первоначальному варианту законопроекта финразведчикам должна была стекаться информация обо всех подозрительных операциях организаций и граждан на сумму более 500 тысяч рублей. К числу таких операций относились снятие и зачисление на банковские счета наличных денег, внесение денег физлицами в уставный капитал организаций, различные депозитные и кредитные операции, приобретение ценных бумаг – всего в перечне было около 30 наименований. Под контроль также подпадали сделки с недвижимым имуществом на сумму свыше 250 тысяч рублей (стоимость однокомнатной квартиры в крупном российском городе). Очевидно, что таких сделок в год заключаются десятки тысяч – каков должен быть тогда штат новой структуры?

Информацию финразведке должны были предоставлять банки, брокерские, инвестиционные, страховые и лизинговые компании, ломбарды, нотариусы, регистраторы прав на имущество – словом, все те, кто, по мнению финразведчиков, вовлечен в проворачивание сомнительных сделок. Причем докладывать они должны были не только о перечисленных выше операциях, но и о других, «относительно которых возникают подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем».

Разведка могла арестовывать любое имущество при подозрении (только подозрении!) в его преступном происхождении. Причем под преступными доходами понимались не только деньги, полученные от торговли наркотиками, оружием и т. д. (то, с чем борется финразведка во всем мире), но и просто сокрытые от налогообложения. Не для кого не секрет, что фирма, которая платит все налоги, сегодня скорее исключение из правила (а если такая найдется, то при большом желании не составит труда найти за ней какой-нибудь должок). В итоге в поле зрения финразведки могла оказаться любая организация.
Авторам документа этого показалось мало и они разрешили новой структуре «осуществлять иные функции по противодействию легализации, определяемые Президентом РФ». Какими такими «иными функциями» хотели наделить финразведку, остается только догадываться.

Гора родила мышь

Полномочия новой структуры обещали быть столь внушительными, что между несколькими ведомствами сразу разгорелась борьба за право иметь финразведку в своем подчинении. Кроме Минфина, Центробанка, ФСНП и МВД на еще не созданную организацию были и другие претенденты, например Счетная палата (высший контрольно-ревизионный орган страны).

Впрочем, после принятия закона в нынешнем виде желающих покомандовать финразведкой должно поубавиться. Трудно сказать, что стало причиной: нежелание депутатов превращать новую структуру во «всесильного монстра» (как уверял журналистов Александр Шохин, глава комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам) или противоречия среди чиновников, так и не договорившихся о ее подчинении, – но полномочия финразведки сильно урезаны.

Согласно принятому закону, финансовая разведка будет гражданским ведомством. В ее задачи входят только получение, систематизация, анализ и передача информации о преступных доходах в правоохранительные органы. Иные функции законом не предусмотрены.

Пороговая сумма сделок, которыми будет интересоваться разведка, повышена до 600 тысяч рублей. Перечень этих сделок ограничен – ни о каких других операциях, показавшихся подозрительными, информировать финразведку никто не обязан.

Доходы, сокрытые от налогообложения, не будут считаться преступными, и их отслеживанием финразведка заниматься не должна. Это означает, что организации, которые в преступном бизнесе не замешаны, но грешат нарушением налогового законодательства, могут вздохнуть спокойно – финансовая разведка к ним не придет. Плюс ко всему разведка не вправе будет интересоваться теми операциями, которые происходили до февраля 2002 года.

Финансовая разведка не будет подобно налоговой полиции выезжать на проверки, возбуждать уголовные дела, арестовывать имущество и преступников.

Из перечня лиц, обязанных информировать новую структуру, исключены нотариусы, регистраторы прав на имущество, а также организации, занимающиеся игорным бизнесом и лотереями.

Финансовая разведка не сможет, как предполагалось изначально, вместе с Центробанком проверять, как банки исполняют обязанности по сообщению информации. Кроме того, отдельной статьей в законе определен порядок обжалования действий финразведки. Это означает, что с новой структурой можно будет судиться.

Впрочем, хлопот у бухгалтеров, аудиторов да и всех, кто хоть как-то связан с деньгами, с появлением финансовой разведки скорее всего прибавится. В принятом законе много определений, которые можно трактовать по-разному. Чего стоит хотя бы такая формулировка: «запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели».
Так что введение финансовой разведки, вероятно, вызовет еще одну головную боль у бухгалтерии и финансистов организаций: представление дополнительных документов в еще одну контролирующую организацию. Нам не привыкать...

До чего есть дело финразведке


Согласно статье 6 Закона, финансовая разведка будет собирать информацию о следующих операциях организаций и граждан на сумму более 600 тысяч рублей:

1) операции с наличными деньгами:
• снятие или зачисление денег на счет организации;
• покупка или продажа наличной иностранной валюты;
• приобретение физлицом ценных бумаг;
• получение физлицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному иностранной организацией или гражданином;
• обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
• внесение физлицом денег в уставный капитал организации;

2) операции с организациями и гражданами из оффшорных зон;

3) операции по банковским счетам:
• размещение денег на депозит на предъявителя;
• открытие депозита на имя третьих лиц с внесением наличных денег;
• перевод денег за границу на анонимный счет или получение денег с такого счета;
• операции по счетам организаций, зарегистрированных менее трех месяцев назад, и счетам, по которым операции не производились с момента их открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:
• помещение ценностей в ломбард;
• выплата физлицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
• получение или предоставление имущества в лизинг;
• переводы денежных средств небанковскими организациями (почтами, телеграфами и т. д.).
Информацию об этих операциях будут сообщать банки и другие организации, осуществляющие перевод денег, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, а также ломбарды.

 

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.