Процедурные нарушения и способы борьбы с ними

31.08.2021 распечатать

Давно прошли те времена, когда процессуальные нарушения были способны  существенно повлиять на исход контрольного мероприятия. Тем не менее лучше знать, какие именно процедурные нарушения допускают контролеры, чтобы попробовать минимизировать негативные последствия таких действий. По просьбе журнала «Расчет», Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», рассказала, какие процедурные нарушения ревизоры совершают чаще всего.

Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

Все нарушения, с которыми сталкиваются компании со стороны ревизоров, можно разделить на две группы: по существу и процедурно-процессуальные. Последние можно дополнительно классифицировать еще по нескольким категориям: нарушения, которые допускаются в рамках проверок, выемок, допросов и других контрольных мероприятий.

Под процессуальными обычно понимают нарушения правил, устанавливающих какие-либо особенности процедуры, регламенты таких процедур прописаны законодателем в Налоговом кодексе. Можно также сказать, что часть нарушений происходит ввиду искажения или игнорирования установленных правил. 

Требовательные нарушения

В качестве первого примера можно привести нарушения, связанные с направлением требований. НК РФ предусматривает несколько оснований для направления требований, как вне рамок налогового контроля, так и при проведении налоговых проверок.

Но бывает и так, что ревизоры во время проверки направляют требования вне ее рамок, запрашивая у налогоплательщика какую-либо дополнительную информацию либо наоборот – вне рамок проверки запрашивают бумаги, которые могут быть представлены только при проверке. Если перевести с юридического на обычный язык, то ревизоры фактически меняют основания для истребования бумаг или пояснений. При этом зачастую бывает, что налогоплательщик, который получает требования, не может проверить, проводятся сейчас контрольные мероприятия или нет, поэтому он вынужден исполнить требование под угрозой штрафа.

Некоторые читатели наверняка возразят: мол, если посмотреть на количество разъяснений, которые выпускают ведомства, то можно прийти к выводу, что в принципе при получении требований из Налоговой службы компания всегда должна их выполнять. Определенно и Минфин, и ФНС России исходят из того, что ревизор вправе запрашивать любые данные для проведения налогового контроля. И часто напоминают об этом в своих разъяснениях. Но не стоит забывать, что компания не обязана выполнять любые требования ревизоров.

Необходимо критически подходить к вопросу и пытаться построить предположения, ответив себе на вопрос: какие мероприятия контроля проводятся сейчас ревизорами и в отношении кого? Ответ на этот вопрос поможет принять решение о предоставлении тех или иных бумаг, а также защитить компанию от дополнительных рисков. 

Наша юридическая компания придерживается позиции, что к представлению любых документов и пояснений нужно подходить осмысленно. Более того, непредставление бумаг не всегда влечет наложение штрафа на предприятие. 

Не забывайте, любое представление ревизорам бумаг означает, что документально подтвержденный факт хозяйственной жизни компании на многие годы сохранится в информационных системах Налоговой службы. Это означает, что в любой момент инспекция может вернуться к этой информации. Общая рекомендация по этому виду нарушений заключается в том, что нужно включать критическое мышление и оценивать будущие риски в связи с представлением или непредставлением документов.

Для дачи показаний

Еще один блок нарушений, с которыми часто сталкиваются налогоплательщики, вызовы в налоговый орган для дачи пояснений. В большинстве случаев такие приглашения приходят на предприятие после того как ревизоры обнаружили разрыв, и налогоплательщик, очевидно, подозревается в том, что он является выгодоприобретателем по спорной сделке.

Ревизоры, приглашая представителя компании, как правило, указывают в повестке, что в случае неявки в инспекцию налогоплательщик будет доставлен туда в сопровождении сотрудников правоохранительных органов. Такое уточнение можно также отнести к нарушениям, ведь оно не соответствует закону. Никто не может быть подвержен приводу в налоговый орган принудительно, Налоговой кодекс не предусматривает такой процедуры. 

Другой вид нарушений, с которым могут столкнуться предприниматели во время допроса – отсутствие протокола. Ревизоры должны передавать этот документ допрошенному лицу, такая обязанность установлена Налоговым кодексом. Свидетелю не стоит смиряться с таким положением вещей, лучше настоять и получить протокол допроса сразу после завершения мероприятия.

Пропущенные сроки

Еще одна группа процессуальных нарушений – злоупотребление сроками как при проведении различных мероприятий налогового контроля, так и по вручению документов, например, актов выездных налоговых проверок. Нередкими являются случаи, когда тот же акт проверки компании ждут целый год. 

К сожалению, судебная практика такова, что такое нарушение не признается существенным. Но это не значит, что на него можно не обращать внимания. В совокупности с другими нарушениями стоит говорить и о пропущенных сроках. 

Во время выемки

Во время выемки ревизоры также допускают большое количество разных нарушений, самое распространенное из которых – это проведение выемки в форме обыска. При этом Налоговый кодекс предусматривает, что проверяющая группа во время выемки должна предложить добровольно выдать интересующие ревизоров документы и предметы, свидетельствующие о совершении правонарушения. По факту же проверяющая группа приходит, чтобы обыскать помещение компании, исследовать содержимое сейфов, полки, ежедневники, технику. 

Следующее нарушение во время выемки – недостаточно детальное составление описи изъятого имущества. В документе, как правило, нет идентифицирующих признаков. Если налогоплательщик не настаивает на том, чтобы опись составлялась детально, или одновременно с ревизорами не ведет собственную опись, которая потом может быть приложена к протоколу, то после завершения контрольных мероприятий компания рискует потерять часть имущества, которое было изъято.

Можно ли добиться составления детальной описи? Конечно! Налогоплательщик может настаивать на внесении в документ всех необходимых данных, предусмотренных Налоговым кодексом. Кроме этого, как уже отмечалось выше, компания вправе сама, одновременно с ревизорами, составлять опись, а после завершения процедуры прикрепить этот документ к замечаниям на протокол выемки.

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Даю согласие на обработку моих персональных данных


Loading...