Примите вакцину от вредных коллег

Примите вакцину от вредных коллег

31.01.2006 распечатать

По статистике, за последние несколько месяцев столичные бухгалтеры в полтора раза чаще стали обращаться к психологам за помощью. Как говорят сами специалисты, это связано со множеством причин. Одна из них — частые конфликты на работе. Избавиться от них нельзя, но можно научиться ими управлять. О том, как это лучше сделать, рассказала психолог консультативно-психологического центра «Долина» Любовь Кириченко.

Совет для начала

Когда вас критикуют коллеги, не спешите кипятиться. Сначала выясните, что стало этому причиной. Если сослуживцы правы, постарайтесь устранить недостатки в работе. Если же упреки необоснованны, стоит научиться терпению. Будете болезненно реагировать на каждый выпад негативно настроенного коллеги — рискуете заполучить ма- ссу психических заболеваний. Поэтому лучше все же заняться ба-нальным аутотренингом. При этом сосредоточьтесь на дыхании и считайте до десяти, на выдохе программируйте себя словами: «Я спокоен». Это самый простой способ расслабиться.

Рано или поздно нападки должны прекратиться. Когда человек поймет, что вы никак не реагируете на его колкости, ему это станет неинтересно. Помните также, уверенные в себе и своем профессионализме люди, как правило, не становятся объектом агрессии.

Стратегия и тактика

Как же все-таки вести себя в коллективе, где интриги и склоки уже давно стали нормой? На этот счет у Любови Кириченко есть две главные рекомендации.

1. Не позволяйте на себе «ездить»

Важно сознавать, что вы бухгалтер, а не представитель целого ряда профессий. У вас есть определенный круг обязанностей, которые вы должны выполнять. Существует такая категория людей, которые обожают халяву. Они с радостью спихнут на вас свою работу. Психологи считают, что «паразиты» даже полезны для общества, ибо они побуждают человека к самосовершенствованию. Еще бы! При хорошем раскладе вам нужно делать работу только за себя. А так за тот же отрезок времени придется справиться с объемом в два раза больше. Ведь начальству все равно, что ваш коллега не работал. Ему главное — результат. А вы впредь будете умнее, выбирая себе напарника.

В том случае, если вы главный бухгалтер и один из подчиненных относится к типу «паразитов», вероятнее всего, перебороть его не удастся. Однако и уволить по собственному желанию — тоже, ведь вы не работодатель. В такой ситуации есть выход. Распределите обязанности между бухгалтерами, напрочь лишив любителя халявы работы. Одно дело — перекладывать свои обязанности на другого человека, другое — чувствовать, что тебя намеренно выделяют. Сотрудник, скорее всего, не выдержит психологического давления и сам уволится. Или же... начнет выполнять ваши требования.

2. Не поддавайтесь на провокации

Если за вашей спиной коллеги плетут интриги, раздувают слухи, значит, ваша жизнь вызывает любопытство. В данном случае нужно самому разобраться, следует его удовлетворить или оставить все, как есть. Ибо любой слух имеет тенденцию надоедать, и о нем забывают. Самое главное, не пытайтесь доказывать, что окружающие не правы. Коллеги подумают, что вы оправдываетесь, чем рискуете только усугубить ситуацию. В то же время, если у коллег недостаточно сведений о вашей жизни, значит, вы умело играете свою роль «вне работы» и «на работе».

— Слухи — это всегда дико неприятно, — замечает главбух московской торговой фирмы Валерий Мечетев. — В таких ситуациях главное — сохранять спокойствие. Покажешь, что тебе больно или ты возмущен, — и через секунду утонешь в несправедливых обвинениях. А нас, бухгалтеров, часто обвиняют в каких-то мнимых связях с шефом. Мол, мы получаем от него «черный нал». Но все эти нападки абсолютно беспочвенны.

Кто он — ваш коллега?

По словам Любови Кириченко, специалисты выделяют четыре основных типа характера человека. Их описание поможет вам найти подход к коллегам и наладить деловой контакт.

1. Холодные нелюдимы

Они живут своим внутренним миром. Их внешние реакции довольно слабы, лицо малоподвижно, мимика бедная, движения угловаты. Как правило, «нелюдимы» говорят монотонным, ничего не выражающим голосом. Они мало улыбаются, их глаза всегда остаются холодными. Таких не интересуют внешние удобства. Они склонны к разговорам об НЛО, часто рассуждают о смысле жизни, могут быть деспотичны. Они малообщительны, небрежны в одежде (предпочитают темные тона). Часто «холодные нелюдимы» — худощавые блондины высокого роста.

Как наладить деловой контакт?

Таких людей сложно переубедить. Найти к ним подход можно, если попытаться угождать им во всех других вопросах, кроме профессиональных (здесь вы должны твердо дать человеку понять, что вам от него надо), заботиться о нем. Поможет также удачно сказанный комплимент.

2. Эмоциональные накопители

Такие люди могут долго копить эмоции, а прорвет их в самый неожиданный момент. При этом никто даже не поймет, почему у «накопителя» произошел столь сильный взрыв. Они склонны к асоциальному поведению и обладают специфической речью — часто используют слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. В одежде очень аккуратны, выбирают ее по принципу: лучше практично, чем изящно. Любят темные цвета. «Накопители» обожают порядок, в быту мелочны, придирчивы. Если их обидеть, замкнутся в себе и во всем будут искать подтверждение, что к ним были несправедливы. Часто имеют атлетическую фигуру.

Как наладить деловой контакт?

Вы им понравитесь, если попытаетесь относиться даже немного панибратски. Иметь «накопителей» в числе врагов не стоит. Как правило, такие люди злопамятны и придирчивы.

3. Пассивные активисты

Они то готовы сделать тысячу дел одновременно, то не могут себя заставить просмотреть хоть один отчет. Но это эмоциональные, незлопамятные люди, которые быстро идут на контакт. В коллективе с ними легко. Главное, они чудным образом умеют избегать конфликтных ситуаций, легко чувствуют манеру общения собеседника, контролируют свое поведение и замечательно ладят с клиентами. «Пассивные активисты» терпеливы. Роста, как правило, невысокого, как говорится, «кругленькие и маленькие».

Как наладить деловой контакт?

С ними легко работать, и проблем у вас возникнуть не должно. Но если на них надавить, то они просто уходят от контакта. Поэтому старайтесь действовать увещеванием, а не приказом.

4. Фантазеры

Название типа говорит само за себя. Такие люди живут в мире своих грез. Часто рассуждают не логически, а идут на поводу у чувств. Бескорыстны. «Фантазеры» любят быть в центре внимания. Они легкомысленны и поверхностны. Могут одновременно думать о разных вещах. В конфликтах предпочитают не участвовать. А если и попадают, то стараются все сразу сгладить.

Часто это творческие люди. Манера одеваться — яркая, контрастная. Любят носить длинные волосы. Речь у них плавная, мягкая, с эмоциональным пафосом.

Как наладить деловой контакт?

Воздействовать на них нужно не при помощи агрессии или нападок, а методом убеждения. Не стесняйтесь повторить одно и то же несколько раз. У «фантазеров» хорошая память, но они часто слушают вполуха.

мнение

Главный бухгалтер ООО Издательский дом «41» Ирина Власова:

— Как ладить с коллективом — вопрос интересный. Здесь ведь никогда не угадаешь. Но я уверена в одном — бухгалтер должен быть беспристрастным и твердым человеком. Если вы сами не будете плести интриги и провоцировать в коллективе ссору, то никто не станет вас втягивать в конфликт. Так что лучший способ жить в мире — заслужить к себе уважение.

Юлия Лахметкина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.