При сдаче отчетности в ГИРБО организация не освобождена от расходов

16.08.2021 распечатать

Организации должны один экземпляр годовой бухотчетности в ИФНС по месту своего нахождения.  Отчетность представляют в виде электронного документа по ТКС через оператора электронного документооборота.

Как представить обязательный экземпляр электронной отчетности

Один экземпляр годовой бухотчетности организация должна сдать в ИФНС по месту нахождения (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете»).

Обязательный экземпляр отчетности представляют в виде электронного документа по ТКС через оператора электронного документооборота не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода. Полученную электронную отчетность налоговая служба размещает в ГИРБО.

Обязательный экземпляр отчетности надо подписать квалифицированной электронной подписью.

Для записи ключей электронной подписи нужно использовать только сертифицированный носитель. Информация о местах приобретения носителей ключевой информации размещена на официальных сайтах производителей и специализированных сайтах онлайн- магазинов, а также на сайтах операторов ЭДО.

Со списком операторов ЭДО можно ознакомиться на сайте ФНС в разделе «Налогообложение в Российской Федерации» - «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности» - «Организации - операторы Электронного Документооборота».


Но, введя требование о сдачи обязательного экземпляра отчетности, ФНС не смогла полностью освободить организацию от расходов. Ведь для того, чтобы получить электронную подпись, вначале надо купить сертифицированную флэшку. За услуги по передаче отчетности по ТКС в налоговые инспекции операторы ЭДО также взимают плату. На возникновение этих затрат ФНС повлиять не может. На это она обратила внимание в письме от 04.08.2021 г. № КВ-2-24/1159@.

Тем не менее, с 1 января 2022 года ситуация несколько изменится.

Что нового в сдаче отчетности с 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года исключат обязательное использование услуг оператора ЭДО при представлении бухгалтерской и финансовой отчетности в виде электронного документа (ст. 11 Федерального закона от 02.07.2021 № 352-ФЗ).

Кроме того, с 2022 года от имени организации можно использовать только электронную подпись, которую выдала ФНС. Но обращаться за ними можно уже, начиная с 1 июля 2021 года.

ФНС оформляет электронные подписи бесплатно. КЭП можно получить в территориальной ИФНС. Для этого достаточно выбрать инспекцию и записаться на прием. Придя на прием, при себе надо иметь:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • USB-носитель ключевой информации для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.

Подробнее о том, как получить УКЭП в налоговой читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.