Правила признания расходов на рекламу в 2025 году
сегодня в 08:52 распечататьМинфин России в письме от 31.01.2025 № 03-03-06/3/8587 напомнил компаниям о новых ограничениях, вступивших в силу с 1 января этого года в отношении признания расходов на рекламу. Расскажем об изменениях.
Отражение расходов на рекламу в налоговом учете
Итак, реклама относится к одному из видов расходов, которые может понести бизнес и признать такие траты для целей налогообложения. Напомним, что под рекламой понимается информация, которая не носит персонифицированный характер и при этом направлена неопределенному кругу лиц или направлена по определенному адресному перечню.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ распространять рекламу бизнес может любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, если законодательство не накладывает конкретных ограничений.
А что налогообложение? Начнем с налога на прибыль. Для расчета базы налогу траты предприятия на рекламу – это прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Такие траты включают в себя рекламу имущества, работ, услуг компании, ее деятельности, товарного знака и знака обслуживания, соответствующие положения предусмотрены подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Скажем пару слов и об НДС. Ранее Минфин России в письме от 10.09.2021 № 03-03-10/73599 уточнил, что налог на добавленную стоимость, который компания начисляет во время проведения рекламных или маркетинговых акций (такая ситуация может возникнуть, например, если компания передает покупателям подарки или разыгрывает призы), можно включить в состав рекламных расходов.
А могут ли учитывать расходы на рекламу предприятия или ИП на упрощенной системе? Могут! Речь идет только о том бизнесе, который использует УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ предусмотрен закрытый перечень рекламных трат. В состав расходов предприятия могут включить траты на рекламирование имущества, работ или услуг, товарный знак организации и знак обслуживания.
Как нормируются расходы на рекламу?
Рекламные расходы нормируются, такие правила установлены и для компаний на общей системе налогообложения, и для предприятий, использующих упрощенную систему, соответствующие положения закреплены пунктом 4 статьи 264 и пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса.
При этом нужно помнить, что под нормирование подпадают не все траты организации на рекламу. Законодатель разрешил бизнесу учитывать без ограничений три вида рахсодов. Перечислим их:
- расходы на рекламу в СМИ, Интернете и другие информационно-телекоммуникационных сетях, а также при кино- и видеообслуживании;
- расходы, которые бизнес несет при изготовлении наружной рекламы, в том числе рекламных стендов, щитов и световых вывесок;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании.
Другие виды расходов на рекламу бизнес в соответствии с законодательством может признавать в налоговом учете только в пределах 1% выручки от реализации, исчисленной по итогам каждого отчетного периода и календарного года в целом.
Бизнес, неважно – использующий общую систему налогообложения или упрощенную, рассчитывает сумму выручки по правилам, установленным статьей 249 Налогового кодекса.
Если расходы организации будут выше установленных нормативов, то их можно учесть в дальнейшем, когда лимит нарастающим итогом с начала года увеличится. Посмотрим на примере, как компаниям учитывать расходы на рекламу.
Если компания использует упрощенную систему налогообложения, то для расчета лимита в состав выручки нужно включить не только поступившие средства за отгрузки, но и деньги, которые были получены как предоплата и которые уменьшают эту выручку на сумму возвращенных предоплат. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 11.02.2015 № 03-11-06/2/5832.
«<…> налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при расчете вышеуказанного норматива, в пределах которого можно учесть отдельные виды рекламных расходов, в составе доходов от реализации учитывают суммы авансов, полученные от покупателей. При возврате в 2015 году авансов, полученных от покупателей (заказчиков) в 2014 году, норматив для рекламных расходов в 2015 году должен быть равен 1 проценту от суммы дохода от реализации (с учетом уменьшения его на сумму возвращенного аванса). Перерасчет размера вышеуказанного норматива за 2014 год в данном случае не производится», – отметили в финансовом ведомстве.
Какие рекламные расходы нельзя учесть?
В целом в отношении расходов на рекламу применяются те же самые требования, что и ко всем другим затратам предприятия, которые оно собирается учесть при расчете сумм налогов. Так, затраты на рекламу:
- не должны быть указаны в статье 270 Налогового кодекса;
- должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены, а целью таких расходов должно быть получение прибыли, такие требования закреплены статьей 252 Налогового кодекса.
Остановимся детальнее на первом условии, а именно – такие расходы не должны быть упомянуты в статье 270 НК РФ. В этой части с началом этого года и произошли изменения!
Так, пунктами 17 и 18 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2024 № 416-ФЗ текст подпункта 28 пункта 1 статьи 264 и пункта 44 статьи 270 Налогового кодекса РФ уточнен.
С этого года предприятия не могут признавать расходы на рекламу, размещенную в Интернете:
- на сайте, доступ к которому в России ограничен;
- на сайте иностранного владельца, который ведет деятельность в России и не исполняет требования, ограничения и запреты по Федеральному закону от 01.07.2021 № 236-ФЗ.
Также бизнес не может учитывать затраты на рекламу в Интернете, информация о которой не направлена в Роскомнадзор в соответствии с требованиями статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
В описанных выше случаях установленные нормативы значения не имеют. Изменения касаются бизнеса, который использует ОСН или УСН.
А. Дегтяренко, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению для журнала «Практическая бухгалтерия»
Пример учета расходов на рекламу при ОСН вы найдете полной версии статьи «Правила признания расходов на рекламу в 2025 году» на сайте на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».
Оформите подписку и начните читать журнал «Практическая бухгалтерия». Вам будут доступны все материалы на сайте pb.buhgalteria.ru и в PDF-версии журнала в личном кабинете.
- Скачать счет на печатную версию журнала «Практическая бухгалтерия»
- Скачать счет на электронную версию журнала «Практическая бухгалтерия»
- Скачать счет на тариф «Практическая бухгалтерия. Премиум», в который входят печатная и электронная версии журнала «Практическая бухгалтера», а также доступ к бератору «Практическая энциклопедия бухгалтера».
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com