Повинны все или почти все: «экологический» платеж

10.07.2014 распечатать

По российскому законодательству природопользование, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Если учесть, что природу загрязняют не только химические и радиоактивные отходы, но и «выхлопы» служебного авто, и «канцелярский» мусор, то становится очевидным, что платить за негативное воздействие на окружающую среду должны все или почти все организации. Из этой статьи вы узнаете, за какие именно загрязнения взимается «экологический» платеж, а также когда и в каком размере его следует уплатить.

Вопросы охраны окружающей среды регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон). Любая хозяйственная деятельность оказывает на природу свое воздействие. А по российскому законодательству природопользование, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, платно (п. 1 ст. 16 Закона). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливает Правительство РФ. В настоящее время действует «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (утв. постановлением от 28.08.1992 № 632, далее — Порядок). Сбор платы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780, постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (ее еще называют экологическим платежом) вносят все, кто ведет деятельность на территории России. Это как российские, так и иностранные предприятия, организации, учреждения и индивидуальные предприниматели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка). Порядком также определены виды загрязнений, за которые взимается плата, и базовые нормы для расчета экологического платежа.

За что платить

К видам загрязнения, в отношении которых уплачиваются экологические платежи, относятся:

  • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Стационарными источниками признаются здания, сооружения, дизельные установки, котельные и так далее, а передвижными – все виды транспорта, которые использует организация (автомобили, воздушные, водные суда);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (например, сточные воды от мойки автотранспорта, талые и сточные воды с территории организации);
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления (свалки, полигоны);
  • иное воздействие (шум, электромагнитное излучение, вибрации).

Наибольшее негативное воздействие на окружающую среду оказывают производственные, транспортные, сельскохозяйственные предприятия, причем по всем направлениям воздействия. Их технологические процессы, как правило, предполагают сбросы загрязняющих веществ в водоемы и почву, выбросы ядовитых газов в атмосферу. Без уплаты экологических платежей большинство таких предприятий и работать не вправе. Поэтому вопросов «платить или не платить» за негативное воздействие на окружающую среду и «сколько платить» у них, как правило, не возникает. А оказывает ли какое-либо воздействие на природу офисная компания, которая арендует или имеет в собственности офисные помещения, транспорт, офисную технику, но не занимается производством? Разумеется, оказывает, но многие из таких фирм даже и не догадываются, что и они в ряде случаев являются плательщиками экологических платежей. В каких — разберемся.

Итак, какие виды негативного воздействия на окружающую среду оказывает офисная фирма? На «ее долю» остаются:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • иное воздействие (шум, вибрация).

Нормативов для расчета платы за «иное воздействие» (так же как и за загрязнение недр, почв) нет, поэтому по этому основанию плата не взимается. Таким образом, офисная компания должна определить, по каким из двух оставшихся оснований (выбросы в атмосферу и размещение отходов) она может являться плательщиком экологического платежа.

Платит собственник

В каждой организации есть различный канцелярский мусор. Это могут быть не только отходы бумаги, но и использованные картриджи от оргтехники, электрические лампы и так далее.

Чтобы рассчитать платеж, нужно учитывать, к какому классу относятся разные виды отходов. Таких классов пять.

К I классу опасности (очень высокая степень опасности) относятся, например, ртутные, люминесцентные лампы.

К II классу опасности (высокая степень опасности) могут относиться, к примеру, аккумуляторы свинцовые.

К III классу опасности (средняя степень опасности) можно отнести, например, отработанные автомобильные масляные фильтры.

К IV классу опасности (мало опасные) относится, к примеру, мусор от бытовых помещений несортированный.

К V классу опасности (практически неопасные) можно отнести, например, отходы бумаги.

На все отходы I - IV классов опасности необходимо иметь паспорта. В паспорте указывают свойства отхода, его класс, порядок утилизации, а также реквизиты организации. Он согласовывается с отделом Росприроднадзора (критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом Министерства природных ресурсов России от 15.06.2001 № 511).

Все образующиеся отходы на территории России собраны в каталог, который систематизирует весь мусор по происхождению, физическому и агрегатному состоянию, степени вредного воздействия («Федеральный классификационный каталог отходов» - далее Каталог. Он утвержден приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786). В этом каталоге всем видам мусора присвоен код; 13 цифра этого кода обозначает класс опасности.


На заметку

С 01.08.2014 «Федеральный классификационный каталог отходов» применяться не будет. Вместо него вводится государственный кадастр отходов, разработанный Минприроды еще в 2011 году (см. приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов»).


Как правило, мусор выбрасывается в контейнеры, установленные на территории собственника помещений, и затем вывозится. Кто в этом случае должен платить экологические платежи? Ответ зависит от того, кто является собственником отходов.

Итак, вариант первый. Организация является собственником помещения. Вывоз мусора осуществляет специализированная организация, имеющая лицензию на этот вид деятельности, по договору.

Однако договор, заключенный только на вывоз мусора, не дает «освобождения» от уплаты экологического платежа. При заключении договора на вывоз отходов необходимо четко указать, кто является собственником этого мусора. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки. В этом случае и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязан собственник отходов.

Таким образом, если пункт о переходе права собственности на отходы будет предусмотрен при заключении договора со специализированной компанией, которая занимается вывозом мусора, то платить экологический сбор придется ей, поскольку собственником мусора становится именно она.

Если переход права собственности на отходы в договоре не предусмотрен, плательщиком экологического сбора будет производитель мусора, то есть сама компания, так как в силу пункта 1 статьи 4 вышеуказанного закона № 89 право собственности на произведенные отходы принадлежит собственнику материалов, сырья и так далее, в результате которых образовались отходы. Именно у него возникает необходимость рассчитать и уплатить экологический сбор.



Утилизация

В хозяйственной деятельности некоторых предприятий образуются отходы, которые требуют утилизации или уничтожения. Утилизация - это возможность переработки испорченного продукта для последующего использования, но уже в другом качестве. Например, продукты питания с истекшим сроком годности используют для животноводства в качестве кормов. Уничтожение товаров происходит, если их утилизация запрещена, то есть они не могут быть переработаны, например, лекарственные препараты.


Вариант второй. При аренде офисных помещений организация-арендатор свой мусор выбрасывает в контейнеры, предоставленные владельцем помещения, который имеет договор на вывоз мусора. В этом случае имеет значение правильное составление договора аренды. Просто выброшенный мусор в контейнер арендодателя все равно остается собственностью организации, которая его произвела. В этом случае возникает обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у организации, которая произвела этот мусор, если при заключении договора аренды отдельным пунктом не закреплено, что отходы, брошенные на территории арендодателя, переходят в собственность арендодателя. Только при закреплении в договоре аренды такого перехода плательщиком экологического взноса будет являться новый собственник отходов, то есть арендодатель.

Для расчета суммы экологических платежей установлены две базовые нормы (п. 2 Порядка):

  • в пределах допустимых нормативов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных лимитов для размещения отходов).


Таблица 1

НОРМАТИВЫ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (рублей)

Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды)Единица измеренияНормативы платы за размещение 1 ед. отходов в пределах установленных лимитов размещения
1 класс опасности (чрезвычайно опасные)тонна1739,2
2 класс опасности (высоко опасные)тонна745,4
3 класс опасности (умеренно опасные)тонна497
4 класс опасности (малоопасные)тонна248,4
5 класс опасности (практически неопасные):
- деревообрабатывающей промышленноститонна0,4
- перерабатывающей промышленноститонна15
- прочиетонна8


Нормативы платы по классам опасности, а также поправочные коэффициенты для учета природно-климатических факторов, особой значимости природных объектов утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.

Для учета экологических факторов (состояние атмосферного воздуха, почвы) установлены коэффициенты по территориям экономических районов России (постановление от 12.06.2003 № 344). Некоторые значения приведены в таблице. 


Таблица 2

КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ПОЧВЫ), ПО ТЕРРИТОРИЯМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономические районыЗначение коэффициента
Для атмосферного воздуха*Для почвы**
Северный1,41,4
Северо-Западный1,51,3
Центральный1,91,6
Волго-Вятский1,11,5
Центрально-Черноземный1,52
<...>


* применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при загрязняющих выбросах в атмосферный воздух городов;

** применяется при размещении отходов производства и потребления.


Ежегодно федеральным законом «О федеральном бюджете» устанавливаются коэффициенты, учитывающие инфляцию, к нормативам платы, принятым в 2003 и в 2005 годах.

В 2014 году для установленных нормативов (постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344) применяется поправочный коэффициент 2,33. К нормативам платы, измененным постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410, применяется коэффициент 1,89.

Коэффициенты, учитывающие инфляцию, за предыдущие годы:

  • коэффициенты инфляции в 2011 г.: 1,93 и 1,58
  • коэффициенты инфляции в 2012 г.: 2,05 и 1,67
  • коэффициенты инфляции в 2013 г.: 2,20 и 1,79
  • коэффициенты инфляции в 2014 г.: 2,33 и 1,89

За сверхлимитное превышение нормативов, а также за их отсутствие плата вносится с пятикратным увеличением (п. 5 Порядка). Сверхлимитным считается превышение фактических выбросов, сбросов, размещения отходов, над установленными нормативами и лимитами для этих выбросов, сбросов и размещения мусора.


Пример 1

ООО «Альфа», находящееся в г. Рязани (Центральный экономический район), арендует офисное помещение. По договору аренды Арендатор производит уборку помещений, а точного указания о том, кто является собственником мусора, в договоре аренды нет. В данном случае ООО «Альфа» является собственником мусора, так как отходы образовались в результате ее деятельности. Фирма обязана рассчитать и уплатить экологический сбор.

За I квартал 2014 года фактическое количество отходов составило:

  • мусор от бытовых помещений IV класса опасности (малоопасные)— 100 кг;
  • отходы канцелярской деятельности (бумага, картон) V класса опасности (неопасные) — 150 кг.

При расчете учитываем, что:

  • для IV класса опасности установлен норматив — 248,4 руб./т;
  • для V класса опасности норматив установлен — 8 руб./т;
  • коэффициент, учитывающий экологический фактор для Центрального экономического района РФ — 1,9;
  • поправочные коэффициенты, учитывающие инфляцию на 2014 г. - 2,33 (для IV класса опасности) и 1,89 для V класса опасности).

Сумма сбора составит:

248,4 руб./т х 0,1 т х 1,9 х 2,33 = 109,97 рублей 8 руб./т х 0,15 т х 1,9 х 1,89 = 4,31 рублей

Итого получается 114,28 рублей (109,97 + 4,31).


Если организация занимается размещением отходов на основании агентского договора, то их собственником будет принципал, то есть тот, от имени которого заключен договор. Платить придется в том случае, если в договоре указано, что размещение отходов производится от имени организации — производителя отходов.

Кроме офисного помещения организации, как правило, имеют и служебный транспорт.

Сбор за транспорт

Любой автомобиль относится к передвижным источникам выбросов, а значит, за него тоже нужно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Причем платит тот, кто использует транспортное средство, и не важно, принадлежит оно ему или нет. Утверждать лимиты по этому виду загрязнения не надо. Предельно допустимые нормы контролируются при прохождении автомобилем техосмотра. Если выхлопы автомобиля превышают установленный предел, то использовать его просто нельзя. Допустимые выбросы необходимо подтвердить результатами проверки автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям или результатами измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

Расчет экологического платежа производят исходя из количества топлива в тоннах. Плотность топлива может быть указана в накладных на отпуск или в спецификациях. Для перевода литры умножаются на плотность топлива. Данные по плотности топлива приведены в письме ФНС России от 25.03.2003 № 03-3-09/0412/23:

Таблица 3

Вид топливаСредняя плотность, тонн/литр
Бензин марки А-76 (АИ-80)0,000715
Бензин марки АИ-920,000735
Бензин марки АИ-93, АИ-950,000750
Бензин марки АИ-980,000765
Дизельное топливо0,000825
Сжиженный газ0,000583
Керосин0,000780-0,000850 в зависимости от марки



Расчет делают исходя из фактически израсходованного топлива за отчетный квартал, умноженного на установленный норматив, с учетом поправочных коэффициентов. Если транспорт не используется (например, неисправен, находится в угоне), уплата сбора за него не производится.

Рассмотрим пример:


Пример 2

ООО «Омега», ведущее деятельность в городе Брянске (Центральный экономический район), имеет автомобиль с бензиновым двигателем для собственных нужд. Используется бензин марки АИ-92. За I квартал 2014 года было израсходовано 500 литров бензина. Для расчета переведем литры бензина в тонны:

500 л х 0,000735 т/л = 0,3675 тонны,
где 0,000735 – средняя плотность бензина марки АИ-92.

При расчете учтем, что:

  • 1,3 руб./т – норматив платы для этого вида топлива;
  • 1,9 – коэффициент экологической значимости для Центрального района;
  • 1,2 – коэффициент применяется при загрязнении воздуха городов;
  • 2,33 – коэффициент инфляции, установленный на 2014 год.

Рассчитаем сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую должна внести «Омега» за I квартал 2014 года:

0,3675 т/л х 1,3 руб./т х 1,9 х 1,2 х 2,33 = 2,54 рублей.

Рассчитывают экологический платеж ежеквартально и платят не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчет представляется в территориальный орган Росприроднадзора. Его форма утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

В расчет включаются только заполненные разделы. Представляется расчет на бумаге в двух экземплярах, либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложений. «Нулевые» расчеты не сдаются.

Учет экологического сбора

Плата за негативное воздействие является неналоговым платежом. В бухгалтерском учете данный расход признается на основании пункта 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе расходов по обычным видам деятельности. Для учета применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отразить в бухгалтерском учете начисление экологического сбора следует проводкой:

ДЕБЕТ 26 «Общехозяйственные расходы» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
- начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В налоговом учете плата за загрязнение окружающей среды учитывается в составе материальных расходов по налогу на прибыль, но только в пределах установленных нормативов и лимитов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если уплата произведена за сверхнормативные выбросы — такие платежи в расходах не учитываются. Данный порядок применим и к плательщикам УСН.

Невелик платеж - велика ответственность

Если плата за негативное воздействие не вносилась в установленные сроки, к нарушителям применяется административная ответственность в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ. По такому нарушению выносится постановление о наложении административного штрафа. Сумма штрафа по этой статье составляет:

  • на должностных лиц - от 3000 до 6000 рублей;
  • на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

Постановление о наложении штрафа может быть вынесено не позднее года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Если, например, за IV квартал 2012 года (срок уплаты и представления расчета – 20.01.2013) плата не вносилась, то срок для привлечения к ответственности по этому нарушению истекает 21.01.2014. То есть после этой даты уже нет основания для привлечения к ответственности, т. к. истек год с момента его совершения. Если постановление вынесено с нарушением этих сроков, его можно обжаловать в вышестоящем органе Росприроднадзора или в суде.


Обратите внимание

Ответственность за непредставление расчета установлена статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях. Сумма наложенного штрафа составит:

  • на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц- от 20 000 до 100 000 рублей.

В случае переплаты взноса (если организация не являлась плательщиком, но уплату производила), излишне уплаченную сумму можно вернуть. Для этого необходимо сдать уточненные расчеты с приложением подтверждающих документов. Например, копии договора на вывоз мусора, в котором предусмотрен переход права собственности на отходы к организации, их вывозящей. Или документов, подтверждающих, что автомобиль, за эксплуатацию которого уплачен экологический сбор, находился в ремонте. Если переплату не возвращают, нужно идти в суд (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2011 по делу № А13-1058/2011; ФАС Центрального округа от 09.08.2011 по делу № А64-6223/2010).

В целом для офисной компании плата за негативное воздействие на окружающую среду довольно мала, но ответственность в виде штрафов за непредставление расчета или неуплату экологического платежа может больно ударить по бюджету компании, причем неожиданно.

Ольга Кружилина, для журнала «Практическая Бухгалтерия»


Ищете решение Вашей ситуации?

Данная статья взята из закрытого платного раздела журнала «Практическая бухгалтерия». «Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

История экологического налога

Когда транспортный налог заменят экологическим


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...