Постановка на учет – хронический недуг вмененщика

Постановка на учет – хронический недуг вмененщика

07.10.2005 распечатать

Споры о том, где «вмененные» фирмы и коммерсанты должны становиться на учет, не утихают уже несколько лет. Недавно к обсуждению подключились и московские налоговые работники.

По мере развития бизнеса все больше столичных фирм начинают работать в регионах. Особенно часто – в Московской области. В столице ЕНВД введен законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75. Ему «подвластна» только деятельность по размещению наружной рекламы, да и то если фирма занимается ею как предпринимательской (подп. 3 п. 1 ст. 1). А статья 1 «вмененного» закона Московской области от 24 ноября 2004 г. № 150/2004-ОЗ утвердила более широкий перечень спецрежимных видов деятельности. Напомним, среди них – бытовые, ветеринарные услуги, ремонт автомобилей, розничная торговля, общественное питание и др.

Поэтому велика вероятность, что вся или часть «подмосковной» работы столичной компании подпадет под спецрежим. У бухгалтеров традиционно возникает масса «вмененных» вопросов. Один из самых актуальных – где становиться на учет в качестве плательщика ЕНВД. Ведь это можно сделать как в одной инспекции в регионе, так и в каждой из них по месту работы. На него сотрудники УФНС по г. Москве ответили в своем новом письме от 17 августа 2005 г. № 18-11/3/58352.

Ведомственное затмение

Новое письмо московских инспекторов поистине революционно для столичных фирм и коммерсантов. Но прежде, чем пояснить, в чем заключается его значение для бухгалтеров, кратко напомним историю «регистрационной» проблемы. Осенью прошлого года появилось несколько противоречащих друг другу разъяснений Минфина и ФНС. Так, в письме Министерства финансов от 7 сентября 2004 г. № 03-06-05-04/14 сказано, что организации и коммерсанты должны отмечаться по месту, где работают, только если они не прошли регистрацию в какой-либо инспекции в данном субъекте России.

Пример 1

Столичная фирма ЗАО «Экстра-Принт-М», которая специализируется на печати цифровых фотографий, открыла два пункта приема и выдачи заказов в Московской области. Первый из них расположен в г. Воскресенск, второй – в г. Жуковск. Данный вид деятельности связан с оказанием бытовых услуг населению. Поэтому на основании статьи 1 закона Московской области от 24 ноября 2004 г.

№ 150/2004-ОЗ он облагается ЕНВД. Следуя указаниям письма Минфина от 7 сентября 2004 г. № 03-06-05-04/14, компания встала на учет только в ИФНС по г. Жуковский. Там она будет отчитываться по обеим точкам приема-выдачи заказов. Руководитель выбрал этот город для постановки на учет, поскольку так было удобнее организации.

Через некоторое время налоговые работники выпустили противоположное по смыслу разъяснение. В письме МНС от 12 ноября 2004 г. № 22-2-14/1787(a) они сообщили, что спецрежимники должны вставать на учет в каждой инспекции, на территории которой работают.

Пример 2

Условие примера 1.

Следуя указаниям письма МНС от 12 ноября 2004 г. № 22-2-14/1787(a), компания встала на учет и в ИФНС по г. Воскресенск, и в ИФНС по г. Жуковский Московской области. По каждому пункту приема-выдачи заказов она будет отчитываться в инспекцию по его местонахождению.

А в письме ФНС от 9 декабря 2004 г. № 09-4-02/4866 проверяющие объяснили, почему были не согласны с точкой зрения минфиновцев. Во-первых, если фирма встанет на учет только в одной инспекции, а будет работать по всему региону, контролеры не смогут выполнить положения Бюджетного кодекса. Ведь в подпункте 3 пункта 3 статьи 2 закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ сказано, что в 2005 году единый налог на вмененный доход должен зачисляться в местные бюджеты. Последние, в свою очередь, представляют собой казну различных муниципальных образований, например районов, городов. Во-вторых, регистрация фирмы или коммерсанта только в одной инспекции региона затруднит их поиск, а значит, и налоговый контроль. Как проводить выездные проверки таких налогоплательщиков, инспекторам вообще не понятно.

Доводы ФНС убедили Министерство финансов. В письме от 27 декабря 2004 г. № 03-06-05-02/25 сотрудники этого ведомства сообщили, что в 2005 го-ду компаниям следует придерживаться требований Федеральной налоговой службы.

2:0 в пользу организаций

Между тем в своем письме от 17 августа 2005 г. № 18-11/3/58352 сотрудники московского УФНС просто процитировали положения статьи 346.28 Налогового кодекса. Они сообщили, что фирмы и коммерсанты, которые не стоят на учете в инспекциях субъекта России, где работают, обязаны отметиться по месту своей деятельности. Для этого статья 346.28 отводит им пять дней. По мысли инспекторов, столичная фирма, которая ведет «вмененную» деятельность в области, не освобождается от постановки там на учет (см. пример 1). Это письмо интересно компаниям не столько своим содержанием, сколько тем, что оно не оспаривает положение статьи 346.28 Налогового кодекса. Напомним, в данной статье говорится о том, что регистрироваться нужно, только если компания еще не стоит на учете в данном регионе.

Письма УФНС по г. Москве от 17 августа 2005 г. № 18-11/3/58352 и Минфина от 7 сентября 2004 г. № 03-06-05-04/14 дают отличную возможность фирмам возразить на требования местных контролеров о постановке на учет в каждой инспекции. В свою защиту вы можете сослаться на подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Там сказано: если компания следует письменным разъяснениям контролеров (прежнего письма Минфина никто не отменял), она освобождается от ответственности. А тот факт, что письма были ответом на запросы конкретных налогоплательщиков, согласно пункту 35 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5, не имеет значения в целях применения статьи 111 Налогового кодекса. Ссылаться на них фирмы и коммерсанты имеют полное право.

По нашему мнению, спорить или нет зависит от деятельности, которой вы занимаетесь. Если это развозная торговля, выгоднее следовать письму Минфина № 03-06-05-04/14. А при стационарной деятельности проще будет встать на учет, чтобы не встречаться с инспекторами в суде.

Однако даже если дело дойдет до суда, вы наверняка выиграете. Так, судьи последовательно принимают сторону организаций и предпринимателей. Они убеждены, что требования инспекторов об учете в каждой налоговой в регионе, где компания работает, противоречат статье 346.28 Налогового кодекса. Поэтому они безосновательны. Например, такой вывод содержат постановления ФАС Уральского округа от 28 июня 2005 г. № Ф09-2715/05-С7 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2005 г. № А19-26828/04-24-Ф02-3311/05-С1.

Обратите внимание: с 1 января 2006 года вступят в силу изменения пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса, введенные законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ. Согласно им, ЕНВД будет полностью переведен на муниципальный уровень. То есть столичным «вмененным» фирмам придется отмечаться в каждой инспекции округа и муниципального района, где они будут работать. Так что «одноразовой» регистрацией можно пользоваться только до конца текущего года.

Д. Попов, эксперт МБ

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Бератор Практическая энциклопедия бухгалтера

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...