Нужно ли нормировать расходы на рекламу в торговых сетях?

15.11.2020 распечатать

Нужно ли нормировать рекламу товаров в каталогах «Ашана», «Дикси», «Ленты»? Налоговики считают, что нужно. Суд считает, что не нужно. У Минфина в этом вопросе твердой позиции нет.

Расходы на рекламу: нормируемые и не нормируемые

В налоговом учете затраты на рекламу учитывают в составе прочих расходов. Перечень видов рекламных расходов содержит пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Некоторые виды затрат на рекламу разрешено учитывать только в пределах норм. Затраты на рекламу, которые превышают норму, налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.

Разделение рекламных расходов на нормируемые и не нормируемые и объясняет пристальное внимание к ним проверяющих. А в жизни реклама столь многообразна, что бывает нелегко разобраться, к какому виду ее отнести.

В частности, по поводу затрат поставщика на рекламу товаров в брошюрах и каталогах мнения часто не совпадают.

Рекламный буклет – разновидность брошюры

Затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания) или о самой организации не нормируются.

К этому виду ненормируемых рекламных расходов разрешено относить и расходы на буклеты и листовки.

Такая полиграфия представляет собой разновидность брошюр с рекламной информацией, имеющих от одного до трех сгибов. Поэтому расходы на их изготовление и распространение относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в размере фактических затрат (письмо Минфина от 12 августа 2016 г. № 03-03-06/1/42279).

Реклама товаров в каталогах торговых сетей – мнение Минфина

Минфин считает, что они нормируются в размере 1% выручки от реализации. Ведь в этом случае их выпускает третье лицо, а не сам поставщик. Не подлежат нормированию расходы налогоплательщика на изготовление собственных рекламных материалов о своих товарах (письмо Минфина от 23 декабря 2016 г. № 03-03-06/1/77417).

Чиновники отметили, что такие случаи следует рассматривать как отдельный вид рекламных расходов, который не попадает в список не нормируемых. Поэтому их следует относить к нормируемым, как иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Кроме того, в указанных рекламных материалах содержится информация о продукции разных поставщиков, а не только одного конкретного.

Реклама товаров в каталогах торговых сетей – мнение суда

Тем не менее, ссылка на это письмо Минфина не помогла инспекции выиграть спор (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июля 2019 г. № Ф07-5838/2019).

Фирма оплатила рекламу в каталогах «Ашана», «Дикси», «Ленты» и на полную сумму затрат уменьшила налоговую базу по прибыли на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ, как затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов с информацией о реализуемых товарах.

Инспекция не согласилась, поскольку, по ее мнению, по этой норме изготавливать рекламные брошюры и каталоги должна сама компания.

Суд возразил. Включать или не включать затраты на каталоги в перечень ненормируемых расходов не зависит от того, какое лицо их выпускает - налогоплательщик или третьи лица. В Налоговом кодексе на это указания нет.

Инспекция попыталась квалифицировать затраты по-другому, не как затраты по изготовлению рекламных каталогов, а как затраты на услуги по размещению информации о товарах в каталогах. То есть, это не те затраты, о которых прямо говорится в абзаце 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Суд был непреклонен. В данном случае, указал он, размещение информации о товарах фирмы в каталогах сетевых магазинов фактически означает их изготовление, так как эти каталоги одноразовые, и информация в них изменению не подлежит.

Когда инспекция сослалась на письмо Минфина, суд отклонил и этот довод. Он указал, что это письмо не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении дел.

Обратите внимание

Минфин и сам считает, что его письма носят разъяснительный характер для конкретных налогоплательщиков, и руководствоваться следует налоговым законодательством (письмо от 24 июля 2019 г. № 03-02-08/55114).