Новое ПБУ «Информация по прекращаемой деятельности»
07.10.2002 распечататьБольшинство бухгалтеров уже привыкли к многочисленным положениям по бухгалтерскому учету Минфина, которые почти невозможно применять на практике. Недавно это ведомство выпустило очередной подобный документ – ПБУ 16/02. Им должны руководствоваться фирмы, которые прекращают заниматься тем или иным видом деятельности. В статье мы расскажем об основных положениях этого документа, которые бухгалтер должен учесть в своей работе.
|  ПБУ 16/02 утверждено приказом Минфина от 2 июля 2002 года  | 
Иногда руководство решает прекратить работать в каком-то направлении (например, торговать в розницу). При этом у фирмы возникают доходы и расходы, связанные с прекращением деятельности. Так, нужно распродать остатки товаров, выплатить увольняемым работникам выходное пособие, заплатить неустойку за расторжение хозяйственных договоров и т. д. Как отразить эти операции в бухучете, написано в ПБУ 16/02.
В частности, документ предусматривает, что вам нужно будет создать специальные резервы и отразить данные о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.
Обратите внимание: новое ПБУ начинает действовать только с 2003 года. Это значит, что если вы прекратили деятельность в 2002 году, то руководствоваться им не надо.
Прекращение деятельности
|  Если фирма временно приостанавливает производство продукции, это 
 не считается прекращением деятельности  | 
 В ПБУ 16/02 сказано, что фирма прекращает деятельность, если:
 — учредители решили ее продать;
 — продается имущество (например, основные средства), которое использовалось 
 для производства конкретного вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). 
 При этом взамен ничего не приобретается;
 — она прекращает какой-то вид деятельности. При этом фирма увольняет ненужных 
 работников, расторгает заключенные договоры и т. д.;
 — происходит реорганизация, в результате которой появляется одна или несколько 
 новых фирм.
 Если руководитель (учредители) принял решение о прекращении деятельности, то 
 надо составить специальную программу. Она может выглядеть так:
УТВЕРЖДАЮ Программа прекращения части деятельности ООО "Альфа" Из-за низкой рентабельности фирма прекращает работу в следующих направлениях: В связи с этим необходимо:  | 
Если такой программы нет, то прекращение какого-то вида деятельности в бухгалтерском 
 учете отражается в обычном порядке. То есть фирма просто распродает имущество, 
 остатки ненужной продукции и т. д.
 Если руководство фирмы выпустило программу прекращения деятельности, то бухгалтеру 
 нужно:
 — создать резерв на потери от прекращения деятельности;
 — отразить в бухучете снижение стоимости имущества;
 — отразить в отчетности результаты от прекращения деятельности.
Как создать резерв
После того как фирма заявила о прекращении деятельности, у нее могут возникнуть 
 обязательства:
 — перед сотрудниками (увольняемым работникам нужно выплатить выходное пособие);
 — перед поставщиками или покупателями (как правило, при досрочном расторжении 
 тех или иных договоров фирма должна платить штрафные санкции).
 Фирма может оплатить все обязательства либо в том же году, когда она заявила 
 о прекращении деятельности, либо в следующем году. В первом случае создавать 
 резерв не нужно.
 Если фирма оплачивает долги в следующем году, то вам придется создать специальный 
 резерв. Он формируется по каждому обязательству. Например, резерв на выплату 
 неустойки по договорам, резерв на выплату выходного пособия увольняемым сотрудникам 
 и т. д.
|  Сумма резерва на потери от прекращения деятельности не уменьшает 
 облагаемую прибыль  | 
Резерв создается 31 декабря того года, когда фирма заявила о прекращении деятельности. Создание резерва отразите проводками:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки"
- сформирован резерв на выплату неустойки;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия"
- сформирован резерв на выплату выходного пособия.
Пример 1. ЗАО "Бета" занимается торговлей и строительством. 
 В декабре 2003 года ЗАО "Бета" решило прекратить строительную деятельность. 
 
 В результате этого строительным рабочим нужно выплатить выходное пособие (с 
 учетом ЕСН) в сумме 120 000 руб. Кроме того, поставщикам стройматериалов надо 
 заплатить неустойку за расторжение договора в сумме 50 000 руб.
 Все расчеты будут проводиться в 2004 году. Поэтому 31 декабря 2003 года бухгалтеру 
 "Беты" надо создать резервы:
 — на выплату выходного пособия в сумме 120 000 руб.;
 — на выплату неустойки в сумме 50 000 руб.
 Создание резервов бухгалтер "Беты" отразил так:
Дебет 20 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия"
 — 120 000 руб. — сформирован резерв на выплату выходного пособия;
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки"
 — 50 000 руб. — сформирован резерв на выплату неустойки.
Когда фирма списывает расходы за счет резерва, в бухучете делаются такие записи:
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 76 субсчет 
 "Расчеты по претензиям"
 — начислены неустойка, штрафы и пени за счет резерва;
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия" Кредит 70, 
 69
 — начислено выходное пособие работникам (с учетом ЕСН).
 Если суммы резерва для погашения долгов не хватило, то расходы надо отразить 
 так:
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет "Расчеты по претензиям"
 — отражено превышение суммы неустойки над величиной резерва;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 70, 69
 — отражено превышение суммы выходного пособия над величиной резерва.
 Сумму неиспользованного резерва надо списать. Отразить это можно, сделав проводку:
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 91-1
 или
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия" Кредит 91-1
 — списана сумма неиспользованных резервов.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. В 2004 году "Бета" 
 выплатила:
 — выходное пособие в сумме 150 000 руб.;
 — неустойку в сумме 40 000 руб.
 Эти операции бухгалтер "Беты" отразил так:
 выходное пособие
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату выходного пособия" Кредит 70, 
 69
 — 120 000 руб. — начислено выходное пособие за счет средств резерва;
Дебет 26 Кредит 70, 69
 — 30 000 руб. (150 000 — 120 000) — начислено пособие, превышающее сумму резерва;
Дебет 70, 69 Кредит 50, 51
 — 150 000 руб. — выплачено выходное пособие и перечислен в бюджет ЕСН;
 неустойка
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 76 субсчет 
 "Расчеты по претензиям"
 — 40 000 руб. — начислена неустойка за счет резерва;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 51
 — 40 000 руб. — выплачена неустойка;
Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату неустойки" Кредит 91-1
 — 10 000 руб. (50 000 — 40 000) — списан остаток неиспользованного резерва.
Снижение стоимости имущества
В ПБУ 16/02 сказано, что имущество, относящееся к прекращаемой деятельности, 
 надо отражать "исходя из возможного снижения его стоимости". Это значит, 
 что если фирма продает материалы (товары) по сниженным ценам, то в балансе их 
 надо отражать по той стоимости, которая указана в договоре купли-продажи.
 Для этого в конце года надо создать резерв под снижение стоимости материалов 
 и товаров. Он создается на разницу между балансовой стоимостью материалов (товаров) 
 и ценой, указанной в договоре на их продажу.
 Создание резерва отразите так:
Дебет 91-2 Кредит 14
 — создан резерв под снижение стоимости материалов (товаров).
 После того как материалы (товары) будут проданы, этот резерв надо списать. При 
 этом сделайте такую проводку:
Дебет 14 Кредит 91-1
 — списан ранее созданный резерв.
 Обратите внимание: если фирма заявила о прекращении деятельности и продает ненужное 
 имущество в течение одного календарного года, то создавать резерв не нужно.
Как отразить прекращение деятельности
Бухгалтерский учет
Выбытие имущества в результате прекращения деятельности отразите следующим 
 образом:
Дебет 91-2 (90-2) Кредит 01 (07, 10...)
 — списана балансовая стоимость выбывшего имущества;
Дебет 91-2 (90-2) Кредит 20 (23, 44...)
 — списаны расходы фирмы по продаже имущества;
Дебет 76 Кредит 91-1 (90-1)
 — отражена продажная стоимость имущества;
Дебет 50 (51) Кредит 76
 — поступили доходы от продажи имущества.
 В результате фирма может получить убыток или прибыль. Убыток отразите такой 
 проводкой:
Дебет 99 Кредит 91-9 (90-9)
 — отражен убыток от прекращения деятельности.
 Прибыль отразите так:
Дебет 91-9 (90-9) Кредит 99
 — отражена прибыль от прекращения деятельности.
Бухгалтерская отчетность
Информацию о прекращаемой деятельности в отчетности можно отразить двумя способами:
 — все данные указываются только в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
 — данные отражаются в Отчете о прибылях и убытках, Отчете о движении денежных 
 средств и пояснительной записке.
 Если вы решите воспользоваться вторым способом, то придется изменять форму Отчета 
 о прибылях и убытках и Отчета о движении денежных средств. Такой порядок предложен 
 в ПБУ 16/02.
|  Пояснительную записку нужно сдать в налоговую вместе с отчетностью 
 за год  | 
Поэтому мы рекомендуем использовать первый вариант (отразить все данные только в пояснительной записке). Как это сделать, покажет пример.
Пример 3. ООО "Альфа" ведет два вида деятельности: 
 производит доски и торгует мебелью. В январе 2003 года фирма решила отказаться 
 от торговой деятельности.
 В течение 2003 года "Альфа" распродавала остатки мебели. Всего было 
 продано мебели на сумму 960 000 руб. (в том числе НДС — 160 000 руб.). Ее себестоимость 
 — 700 000 руб.
 Себестоимость оставшейся на конец 2003 года мебели равна 500 000 руб. "Альфа" 
 договорилась продать ее в 2004 году за 400 000 руб. (без НДС). На разницу между 
 продажной и балансовой стоимостью был создан резерв. Эта разница составила 100 
 000 руб. (500 000 — 400 000).
 Для простоты расчетов налог на пользователей автодорог не рассматривается. Указанные 
 операции бухгалтер "Альфы" отразил так:
Дебет 60 Кредит 90-1
 — 960 000 руб. — отражена выручка от продажи мебели;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
 — 160 000 руб. — начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41
 — 700 000 руб. — списана себестоимость мебели;
Дебет 90-9 Кредит 99
 — 100 000 руб. (960 000 — 160 000 — 700 000) — отражена прибыль от продажи мебели;
Дебет 91-2 Кредит 14
 — 100 000 руб. — создан резерв под снижение стоимости товаров;
Дебет 99 Кредит 91-9
 — 100 000 руб. — списан убыток от создания резерва.
 С прибыли от продажи мебели нужно заплатить налог в сумме 24 000 руб. (100 000 
 руб. х 24%). Бухгалтер "Альфы" начислил налог так:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
 — 24 000 руб. — начислен налог на прибыль.
 Информацию о прекращаемой деятельности бухгалтер "Альфы" отразил в 
 пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2003 год. Она выглядит так:
ООО "Альфа" Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2003 год ...  | 
Итоги
Если вы прекращаете часть деятельности, то не создавайте специальную программу 
 по ее завершению. В этом случае вам не придется руководствоваться нормами ПБУ 
 16/02. Распродайте ненужное имущество, выплатите выходное пособие работникам 
 и расплатитесь с поставщиками или покупателями.
Д. КВИТКО, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»
Материал опубликован в 9-м (сентябрьском) номере журнала "Практическая бухгалтерия"		
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com
Получайте важные новости и полезные материалы 
 в удобном формате на вашу почту

 


